Краткий обзор литературы
Таким образом, только на первом этапе поражения процесс ограничивается одним участком кортиева органа. По мере нарастания длительности воздействия начавшийся в наружных волосковых клетках основного завитка дегенеративный процесс распространяется вглубь и вширь — вовлекает все элементы кортиева органа во всех завитках и переходит на нервные волокна и спиральный ганглий. Эти положения нашли свое подтверждение в экспериментах Hoessli (1913).В дореволюционный период отечественные отоларингологи уделяли внимание вопросу о воздействии шума на орган слуха (С. Ф. Штейн, Е. Н. Малютин, Н. Ф. Попов, и др.). Интересны и трудоемки были их научные поиски; новыми явились и некоторые выводы.
Но эти отдельные ученые не смогли создать эпохи в изучении профессиональной патологии уха. Это стало под силу нашим отоларингологам только после Великой Октябрьской социалистической революции. Великие идеи и свершения Октября вдохнули новое содержание и смысл в отоларингологию, сделали ее достоянием народа. Начинается новая эпоха в профпатологии.
20—30-е годы были обогащены капитальными гигиеническими, экспериментальными и клиническими исследованиями, оригинальными по замыслу, солидными по выполнению, впечатляющими по объему и размаху, основополагающими по результатам и главное по глубине социально-гигиенической трактовки проблемы.Впервые вопрос об оздоровлении труда, а тем самым и о борьбе с профессиональной патологией был поставлен в центр внимания различных медицинских дисциплин и приобрел большую значимость. Широко было поставлено изучение производственного шума в физическом и патофизиологическом аспекте.
Изучались также симптопатология и клиническое течение поражений слуховой и вестибулярной функций.Целевой установкой и главным направлением исследований являлось клинико-физиологическое обоснование профилактики профессиональных поражений и проверка ее эффективности в производственных условиях.
Ведущим методом работы в этот период явилось сочетание гигиенического, экспериментально-гистологического и клинического исследований с приближением их к производственным условиям или с перенесением в производство.В 20-е годы детально изучено состояние органа слуха у больших групп рабочих разных отраслей промышленности. Выявлена зависимость частоты и степени поражения от физических свойств шума и вибрации, общего санитарного состояния производства и бытовых условий рабочих.
Наиболее полно изучены следующие профессии: котельщики, кузнецы, молотобойцы, ткачи, прядильщики, гвоздильщики, насекальщики, рабочие по выделке кос, но испытанию авиационных моторов, телефонистки, машинистки (А. В. Захер, 1926; Я. С. Темкин, Г. С. Трамбицкий, 1925, 1S35, и др.).Частота поражений слуха у котельщиков характеризовалась тогда следующими данными: при стаже работы 10 лет слух был понижен примерно у 70%, 20 лет — у 90%, а при стаже выше 20 лет почти все 100% рабочих страдали той или иной степенью тугоухости (А. В. Захер, 1926). Близко к котельщикам по частоте и степени поражения были гвоздильщики, рабочие по выделке кос, насекальщики. Слух у ручных молотобойцев и кузнецов поражался реже, чем у котельщиков, но и у них при большом стаже работы резкие степени понижения слуха наблюдались более чем в 50%. Ткачи со стажем работы выше 15 лет в 76% слышали шепотную речь на расстоянии менее 4 м, причем 36% воспринимали шепот лишь на расстоянии менее 2 м. У прядильщиков поражение слуха было менее выражено, но процент при отдельных профессиях (сновальщицы, банкоброшницы) достигал 34 (А. А. Бекрицкий, 1927).У машинисток отмечены были небольшие степени поражения, главным образом у работающих в машинописном бюро. У телефонисток, по одним авторам, поражения слуха, связанного с профессией, совсем не наблюдалось; другие же авторы связывали понижение слуха с акустической травмой.