Физкультура при болезнях опорно-двигательного аппарата

Рекомендуется следующая схема восстановления функции сустава для детей дошкольного возраста:1-й месяц: 1—2 недели — пассивные движения и массаж, затем включаются активные движения, но без нагрузки на ногу;2-й месяц: активные движения и массаж, а после контрольного рентгеновского снимка при удовлетворительном состоянии сустава назначается дозированная ходьба с поддержкой или с костылями, по 3—4 часа в день, рекомендуется еще езда на трехколесном велосипеде;3-й месяц: обучение ходьбе без костылей, причем с полной нагрузкой на конечность. Массаж продолжать каждый день.У детей более старшего возраста, если функция тазобедренного сустава не восстанавливается, производится оперативное вправление врожденного вывиха бедра, после чего требуется фиксация оперированной конечности от 10 до 15 дней, а если производились дополнительные операции, то время фиксации увеличивается до 3—6 недель.После снятия гипсовой повязки основным методом лечения является длительное и систематическое проведение лечебной гимнастики до возможно более полного восстановления функции сустава.По-разному проводятся занятия с детьми, еще только готовящимися к операции и уже перенесшими ее. Большая часть этих занятий осуществляется в домашних условиях, поэтому родители должны иметь о них представление.

В предоперационном периоде необходимо применять упражнения на растягивание укороченных мышц, в первую очередь тех, которые сводят бедра вместе, и на укрепление резко ослабленной группы ягодичных мышц. Очень важно обучать ребенка умению расслаблять отдельные группы мышц, принимающих участие в движениях тазобедренного сустава.Приводим упражнения, рекомендуемые при врожденном вывихе бедра:1. Исх. пол. лежа на спине. Разведение ног в стороны 10—12 раз.2. Исх. пол. стоя на здоровой ноге, боком к стулу, положить на него больную ногу. Приседать, сгибая здоровую ногу 6—8 раз.3. Исх. пол. стоя на кровати, держась руками за спинку.

Одновременно разводить ноги в стороны, опуская их с кровати, как бы садясь на нее верхом, 4—6 раз.4. Исх. пол. стоя, держась руками за спинку стула, стопы максимально разведены, пятки соприкасаются. Приседания 4—6 раз.5. Исх. пол. лежа на животе.

Поочередное поднимание ног (больную ногу с помощью взрослого) 10—12 раз.6. Исх. пол. стоя на четвереньках, больная нога максимально разогнута с упором на носок (нога и туловище образуют прямую линию). Сгибание здоровой ноги до предела в тазобедренном и коленном суставах при одновременном скольжении больной ноги назад 4—6 раз.7. Исх. пол. лежа на животе. Поднимание (разгибание) больной ноги, согнутой в коленном суставе 10— 12 раз.8. Исх. пол. лежа на боку, на стороне здоровой ноги. Отведение больной ноги, прямой либо согнутой в коленном суставе, 8—10 раз.9. Исх. пол. стоя у стула, держась за его спинку.

Отведение больной ноги, можно с сопротивлением, оказываемым взрослым, 6—8 раз.10. Исх. пол. лежа на спине, ноги вверх, руки охватывают бедра. Последовательно расслаблять мышцы стоп, голеней и бедер, 8—10 раз.Помимо специальных необходимо применять общеукрепляющие и дыхательные упражнения, широко используя мячи, гимнастические палки и другой инвентарь.В послеоперационном периоде возможности движений в тазобедренном суставе очень ограничены.

Поэтому категорически запрещается применять такие упражнения, которые могут вызвать у детей боль.Основная цель занятий — увеличение амплитуды движений в оперированном суставе. Это достигается с помощью пассивных движений и специальных укладываний, постепенного включения активных движений, тренировки ходьбы сначала на костылях, а затем и без костылей. Комплексы упражнений нужно строить строго индивидуально, придерживаться советов врачей при выписывании детей из стационара.

Кроме того, занятия дома необходимо проводить регулярно, консультируясь с врачом и методистом лечебной физкультуры поликлиники.

    Врожденная мышечная кривошея Врожденная косолапость

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10