Физиологическое учение И. П. Павлова
Многочисленными работами И. П. Павлова и его учеников доказано, что вся нервно-психическая деятельность, а также возникновение и закрепление условных рефлексов представляют единый нервный процесс, заключающий в себе два противоположных, но постоянно связанных между собой процесса.Когда организм отвечает реакцией на внешнее раздражение, то при этом происходит процесс возбуждения нервной ткани. Торможение, наоборот, как бы ограничивает или обрывает эту реакцию, прекращая возбуждение.
Если бы не было торможения, то возбуждение распространилось бы по всей нервной ткани и тогда бы началось перевозбуждение, опасное для здоровья и даже для жизни человека. Уравновешивание организма с окружающей средой зависит от правильного взаимодействия процессов возбуждения и торможения.
Различные внешние раздражения, а именно звук, голос, свет, температура, шум, например от проходящего трамвая, и т. д. — все это вызывает в коре головного мозга процесс возбуждения, который тут же прерывается процессом торможения, охраняющим нервную систему от перевозбуждения.Если бы не было процесса торможения, то это привело бы нервные клетки не только к перенапряжению и заболеванию, но и к полной гибели.
Таким образом, процесс торможения охраняет нервные клетки от заболевания и очень тонко приспосабливает организм к внешней среде.И. П. Павлов очень образно говорит о клетке коры мозга: «Образцово-бдительный сигнальщик исполнил свою ответственную роль и его отдых, восстановление должны быть сейчас же ему обеспечены ради такой же исправности будущей его работы».Взаимодействием двух противоположных процессов — возбуждения и торможения — создается сложная работа коры головного мозга.
Деятельность коры осуществляет связь организма с окружающим миром.У человека эти взаимоотношения с окружающей средой настолько многообразны и совершенны, что они выдвинули его на первое место в природе. Это объясняется необычайным развитием головного мозга человека.
Ф. Энгельс связывал такое развитие мозга человека с его общественно-трудовой деятельностью.«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству».И. П. Павлов установил те качественные особенности, которые возникли в высшей нервной деятельности человека.
С одной стороны, человек, как и любое животное, воспринимает изменения окружающей внешней среды в виде звуков, световых эффектов, шумов, изменения цвета, запаха, формы предмета и т. д.Все это может стать условным раздражителем и вызвать условные рефлексы. И. П. Павлов назвал эти общие для человека и животного сигналы первой сигнальной системой.Однако человек резко отличается от животных не только своим интеллектом, но и речью, словами, которые человек произносит и слышит. Речь дает возможность человеку отвлеченно и образно мыслить, что совсем недоступно животному.
Вот что говорит И. П. Павлов о значении человеческой речи: «…Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, проходящими в большие полушария, вне их сигнализирует, вне их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».Эти словесные сигналы письменной и умственной речи И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой.Вторая сигнальная система неразрывно связана в своей деятельности с первой сигнальной системой.
«Человек прежде всего воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему (слово, речь научное мышление)».