Cанация полости рта у детей. Часть 2

читать сначала Для успешного проведения плановой санации очень важно правильно организовать учет и отчетность. Основным учетным документом, в котором отражаются итоги стоматологической санации, является санационная карта (форма № 267). Она заводится на каждого ребенка и сохраняется в течение всего периода пребывания его в школе или детском саду. В ней отражают все проведенные лечебно-профилактические мероприятия.Учет ежедневной работы врача ведется по форме № 39-стом. В ней отражается объем выполненной работы за день, месяц, и на основании ее руководитель учреждения составляет отчет за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год).Непосредственные результаты плановой стоматологической санации следует отражать в классных ведомостях и сводных полугодовых отчетах. Классную ведомость составляют на основании данных санационных карт и сохраняют с первого по выпускной класс. В сводном отчете суммируют по месяцам результаты санации детей всех школ, прикрепленных к поликлинике (отделению). Указанные формы учета и отчетности позволяют проанализировать все показатели лечебной работы, охват детей плановой санацией, количество нуждающихся в санации и санированных, частоту рецидивов кариеса зубов, динамику осложненных форм кариеса зубов, т. е. дают возможность получить полное представление о состоянии стоматологической помощи детям школы, района, города.

Другие формы плановой санации полости рта. Постановлением Совета Министров СССР № 916 от 5 ноября 1976 г. «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» предусмотрена дальнейшая разработка и совершенствование мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний среди населения и в первую очередь среди работников промышленных строек, учащихся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, детских и дошкольных учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов и санаториев-профилакториев. Эти задачи налагают на всех медицинских работников стоматологического профиля большую ответственность.

С целью дальнейшего развития профилактической работы и прежде всего в плане улучшения санации полости рта у детей и подростков необходимо использовать уже имеющийся опыт работы некоторых стоматологических учреждений страны.Важной вехой в развитии плановой профилактической санации следует считать ценное начинание ленинградских стоматологов Н. А. Абрамова и В. А. Козлова (1958, 1960), заключавшееся в организации и проведении систематической санации полости рта у детей в летний период, во время нахождения их в пионерских лагерях.

Такая постановка работы позволила более эффективно использовать врачебные кадры, увеличить охват детей профилактической санацией и в известной степени уменьшить нагрузки врачей в осенне-зимний период.Для организации этой работы с помощью руководителей предприятий и председателей завкомов, имеющих свои пионерские лагеря, было обеспечено оборудование и помещение для работы и жилья врачей. Со стоматологами, которые выезжают в лагеря, проводится специальная двухдневная конференция.

На ней знакомят с задачами и порядком работы в пионерских лагерях, с современными методами лечения осложненного и неосложненного кариеса, особенностями удаления зубов и обезболивания у детей, методами оказания помощи при воспалительных заболеваниях и травме челюстно-лицевой области. Была введена единая форма учета и отчетности.Все пионерские лагеря города были разбиты на 5 секторов по территориальному признаку.

В каждом секторе работало 20 — 30 врачей. Ответственный за сектор оказывал консультативно-методическую помощь, проверял качество лечебной работы и снабжал врачей своего сектора материалами и медикаментами.

Ответственным за секторы были выделены легковые машины для доставки материалов. Один раз в неделю ответственные врачи докладывали районным стоматологам о ходе санации полости рта в лагерях, что позволяло следить за ее результатами в динамике.Опыт работы показал, что осмотры детей целесообразно осуществлять уже в лагерях, по отрядам, начиная с младших возрастных групп.

После осмотра отряда врачи проводили лечение всех нуждавшихся, после чего приступали к осмотру и санации следующего отряда. Обычно врачи проводили два приема в день: утром и вечером. В течение летнего периода в среднем санировали 30 000 детей, которым накладывали более 90 000 пломб.

С каждым годом эта работа совершенствовалась, и двадцатилетний опыт санации полости рта у детей в период летней оздоровительной кампании показал ее эффективность и большое практическое значение. Это важное и полезное начинание было введено в ряде городов СССР и социалистических стран. Министерство здравоохранения СССР дало высокую оценку такой организации стоматологической помощи.

Немаловажное значение имеет санация полости рта у подростков (учащихся профессионально-технических училищ, старших классов общеобразовательных школ, техникумов). Здесь необходимо соблюдать те же принципы, что и при плановой санации зубоче-люстной системы у школьников младших классов.

Однако наблюдения И. С. Потаповой (1967) показали, что весьма трудно добиться полного охвата контингента при централизованном методе санации (только 27,2% подростков). Между тем проведение этой работы децентрализованным методом (бригадой, состоящей из 2 — 3 врачей и медицинской сестры) позволило охватить плановой санацией 91% подростков, нуждавшихся в лечебной помощи, а также сократить количество форм осложненного кариеса зубов. Систематическая санация полости рта у подростков имеет большое практическое значение.

Так, сравнение состояния полости рта у двух групп подростков (систематически и не систематически санируемых) показало, что количество кариозных и запломбированных зубов у детей при несистематической санации в 1,5 раза больше, в том числе осложненных форм кариеса — в 2,3 раза больше. Особенно заметно это различие на показателях удаленных постоянных зубов в среднем на одного подростка. Если у систематически санируемых он был равен 0,01 на одного обследованного, то при несистематической санации — достигал 0,18 на одного обследованного, т. е. в 18 раз больше.

Таким образом, наблюдения И. С. Потаповой показали, что при санации полости рта у подростков целесообразно чаще применять децентрализованные формы плановых мероприятий, более эффективно и настойчиво проводить санитарно-просветительную работу среди этого контингента молодежи, а также учитывать возрастные особенности детей старшего возраста.