Азбука врачевания: первым делом не навреди!
Искусство врачевания не ограничивается умением самого врача беседовать с больными. Он должен обучить этому медицинский персонал. Никто другой не научит их этому.
Если медицинские сестры знакомы с деонтологией, то санитары и санитарки приходят в лечебные учреждения, не имея ни малейшего представления об особенностях поведения у постели больного, об умении разговаривать и вести себя с ним. А ведь патогенное действие слов и поступков младшего медицинского персонала бывает не менее впечатляющим, чем слова и поступки врача. Вспомним «сердобольную» няню, сказавшую: «Оперировал-то молодой врач, вот если бы профессор…
»Несмотря на то что будущие медсестры изучают основы деонтологии, многие из них не умеют вести себя с больными. В «Медицинской газете» был описан такой случай:«Учащаяся медучилища вошла в палату после долгого отсутствия, поздоровалась, оглядела палату и воскликнула: «Как, вы еще живы?!» Возглас был адресован безнадежной больной, находившей в палате. Можно себе представить последствия для больной такого «искреннего удивления» будущей сестры милосердия».
В одной из больниц преимущественно с психотерапевтической целью тяжелой больной была назначена физиотерапевтическая процедура (электрофорез новокаина). Когда та пришла в кабинет, сестра взглянула на историю болезни, удивленно подняла брови и воскликнула:— И куда это вас прислали!
У вас же лимфогранулематоз четвертой степени!Больную, от которой до этого тщательно скрывали диагноз, доставили в отделение с тяжелой реакцией…
Умение разговаривать со страдающим человеком редко бывает врожденным даром. Его надо развивать в себе в процессе повседневной работы, долго и терпеливо учиться общению с больными.