Влияние фенолов на функции желудка, кишечника печени
Не оказали заметного влияния на матку не только аскорбиновая кислота, но и гидролизованный таннин, галловая кислота, галлат натрия — препараты, которые в опыте с кишечником кролика были весьма активны. Это различие можно объяснить только особенностями методики обоих опытов. В отсутствие кислорода (в опытах с маткой кроликов) проявили активность препараты, содержащие значительное количество окрашенных продуктов окисления (катехины, эскулетин, галаскорбин, рутин). Чистые белые препараты галловой кислоты и натрийгаллата в этих условиях оказались неэффективными.
Но если галлат натрия окислить предварительно до появления свойственной хинонам интенсивно зеленой окраски, то его добавление вызывает типичное повышение тонуса мышцы матки с последующим усилением ее ритмических сокращений.Загадочным на первый взгляд выглядит опыт с галаскорбином и его компонентами.
Комплексный препарат высокоэффективен, тогда как его компоненты порознь эффекта не давали. Но неожиданным такой результат выглядит только на первый взгляд. Гидролиз таннина приводит к тому, что освобождающиеся при гидролизе фенольные группы тут же окисляются с образованием гумино — или меланиноподобного поликонденсата, практически лишенного биологической активности.
При получении комплексного препарата присутствие аскорбиновой кислоты замедляет и ограничивает окисление фенольных гидроксилов, сохраняет их активность; поэтому галаскорбин в отличие от его компонентов проявляет биологические свойства, присущие фенольным соединениям, в том числе и действие на гладкую мускулатуру.Опыты с введением фенолов в венозное русло подтвердили эти выводы. Неокисленный предварительно галлат натрия через 40—60 с после введения вызывает незначительное повышение тонуса матки без учащения ритмических сокращений.
Галлат натрия в той же дозе, но окисленный перед введением вызвал очень сильное повышение тонуса матки с сильными ритмическими сокращениями, продолжавшимися 3 ч.Полученные данные подтверждают целесообразность применения фенольных соединений и содержащих их растительных препаратов для лечения практически любых заболеваний, отравлений к токсико-инфекционных поражений, сопровождающихся спазмом кишечника, усиленной работой его гладкой мускулатуры. Что касается матки, то потребность в повышении ее тонуса, в длительном усилении ее сократительной деятельности очень велика в акушерстве при разных формах родовой слабости.
Низкая токсичность фенольных соединений по сравнению с применяемыми в этих случаях гормональными препаратами (питуитрином, адреналином и т. п.) делает их особенно желанными средствами стимуляции родовой деятельности.То обстоятельство, что растительные фенольные соединения действуют на гладкие мышцы, подобно адреналину, могло бы навести на мысль, что в этом случае они действуют не сами по себе, а усиливая эффект собственного адреналина.
Конечно, можно допустить, что как в стенке кишечника, так и в матке имеющиеся там симпатические нервные окончания вырабатывают некоторое количество собственных пирокатехинаминов. Но если бы все дело было именно в них, то аскорбиновая кислота — столь же мощный антиоксидант, как фенолы, должна была бы подобно им усилить и стабилизировать действие собственных животных фенолов. Но эта кислота, как мы видели, неэффективна.
Далее, эффект фенолов можно при желании повторять на одном и том же гладкомышечном препарате много раз с неизменным успехом, если менять жидкость, отмывать препарат от фенола, восстанавливать его исходное состояние и снова добавлять фенол. Если бы дело было в адреналине, при повторных отмываниях эффект должен был бы уменьшаться. Раз этого мы не наблюдали, значит, фенольные соединения обходятся в данном случае без посредника, действуют сами и достаточно энергично.
Хотя, конечно, нельзя исключить, что в других условиях к этому собственному прямому действию фенолов растений на гладкие мышцы присоединяется и действие опосредованное, связанное с усилением и продлением эффекта пирокатехинаминов.