У изголовья больного: лечить не только тело — но и душу
Муса Джалиль в своем стихотворении «Выздоровление» писал:Я болел, уже совсем был плох, Истощил аптеку по соседству. Но бледнел, худел все больше, сох — Все мне бесполезны были средства. Время шло. Пришлось в больницу лечь, Но и здесь я чах в тоске недужной.
Не о той болезни, видно, речь: Тут лечить не тело — душу нужно. Это-то и поняла одна Девушка, мой новый врач палатный: Укрепляла сердце мне она Взглядами, улыбкою приятной. Ну, конечно, был тогда я хвор, Верно, и физической болезнью, Но определил врачебный взор Главное и чем лечить полезней.
Эти строки красноречиво говорят об умении лечить не только тело, но и душу. Кстати, Муса Джалиль тонко отразил важность и личного обаяния в успехе лечебной деятельности врача. Все врачует — и жесты, и мимика, и даже… молчание.
Молча посидите у постели. Подумайте над больным. Ведь и молчание врача может быть не менее красноречивым, чем длинная речь!Одна больная сравнивала врача у постели больного с образом матери в детстве: мать дома — значит, ничего страшного, ничего не случится, а если и случится — она всегда тут, рядом, она отведет любую беду. Пожалуй, лучше не скажешь.
В искусстве врачевания издавна большое значение придается умению вести задушевную, теплую беседу с больным. Целительное действие слова было подмечено еще в глубокой древности. В старинных трудах иранских врачей читаем: «Три орудия есть у врача — слово, растение и нож». Каково же должно быть влияние слова на больного, если оно приравнивается к действию хирургического ножа! Позже, в эпоху Возрождения, об этом же писал выдающийся врач Парацельс: «Лечение осуществляется травами, словами и минералами».
Воздействие слова поистине велико. В беседе с врачом больной обретает веру в свое выздоровление, а это, как говорится, уже половина лечения.Слово врача может оказать влияние не только на душевное состояние, но и на тело человека, на все жизненно важные функции организма.
Известный русский врач профессор М. Я. Мудров говорил: «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания».
Клиницисты нередко наблюдают людей с тяжелыми формами заболевания, которым после соответствующей психотерапевтической беседы, тонкого и умного разговора с авторитетным врачом становится значительно легче. Конечно, одной беседой, без лекарств, больного не излечишь. Но и она нередко дает достоверный лечебный эффект.
Авторитет врача — великое лекарство. Правда, он приходит с годами.
А молодому врачу в первые («доавторитетные») годы помогут чуткость, доброта, внимание, забота о больном.Здесь нет ничего удивительного.
В развитии многих, даже серьезных, заболеваний большую роль играет психоэмоциональная система больного. Нередко сама болезнь у человека возникает как бы «по вине» его нервной системы.
У некоторых людей центральная нервная система устроена таким образом, что она подсознательно понижает порог сопротивляемости организма, как бы открывает доступ болезни. Эти люди, так сказать, «соглашаются» на приход болезни, хотя они и не склонны признавать подобное явление. Тем не менее это факт, давно известный медицине….
Перед профессором сидит молодой человек 32 лет. Говорит, что он уже много лет страдает стенокардией. Из анамнеза — не курит, алкоголь почти не употребляет, ожирения нет, работа спокойная, стрессов нет, диабетом не страдает.
Следовательно, нет оснований (или, как говорят врачи, «факторов риска») для раннего развития атеросклероза. Возникает сомнение в диагнозе.