Развитие клинической медицины
Характерные черты развития клинической медицины нагляднее всего обнаруживаются в клинике внутренних болезней.М. Я. Мудров (1776—1831) разработал учение, в котором формулировал ряд общих клинических идей. Взгляды М. Я. Мудрова выражены в его лекции «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820). Развивая взгляды своего учителя С. Г. Зыбелина (см. выше) об индивидуализированном подходе к больному, М. Я. Мудров определил цель и содержание врачевания как «лечение самого больного». Этиология большинства болезней тогда не была известна, сами болезни не были выделены как изученные формы. Лечение «самого больного», внимательный учет индивидуальных особенностей больного и его заболевания стали положительной традицией отечественной клинической медицины.
Мудров доказывал, что болезнь не ограничивается поражением одного органа, а охватывает в том или ином виде весь организм. Мудров настаивал на тщательном ведении историй болезни, заполняемых у постели больного, их сохранении и последующем использовании. В то время для внедрения клинического направления это требование было весьма важным.
Им разработан детальный расспрос больного, развитый впоследствии московской терапевтической школой.Современник М. Я. Мудрова И. Е. Дядьковский (1784—1841) был клиницистом-терапевтом и мыслителем-материалистом. В годы первой холерной эпидемии (1830—1832) составленные Дядьковским указания легли в основу проводившихся в России мероприятий.
Им впервые обращено внимание на факт переноса болезни здоровыми людьми. Дядьковский, излагавший систему материалистических взглядов в медицине в условиях николаевской реакции, в 1836 г. был отстранен от преподавания за попытку естественнонаучного объяснения сохранности в почве «нетленных мощей», в чем было усмотрено кощунство.
Первоисточник всего совершающегося в природе Дядьковский считал необходимым «…искать не в силе и не в каком-либо особенном начале, но только в материи, как безусловной причине всех явлений…
» Жизнь, по Дядьковскому, есть «постоянное и непрерывное взаимодействие внешних сил окружающей природы и внутренних — человеческого тела». Эти же взгляды развивал ученик и последователь Дядьковского К. В. Лебедев. Сходные взгляды высказывал клиницист-терапевт П. А. Чаруковский.В основу понимания жизни организма в здоровом и больном состоянии И. Е. Дядьковский положил состояние нервной системы, считая ее важнейшей.
Взгляды И. Е. Дядьковского и его единомышленников являлись ранним выражением материалистического нервизма (см. ниже). Они представляли материалистическое направление, характерное для медицинской мысли в России.На протяжении 19 века клиническая медицина все более обогащалась успехами различных отраслей естествознания. Развитие патологической анатомии привело к созданию прозекторской деятельности, введению в обиход больницы секционной.
Успехи химии сделали возможными клинические анализы — сперва элементарные, затем более сложные, особенно с возникновением биологической (физиологической, медицинской) химии (см. выше). Внедрялись физические методы исследования больного — выстукивание, выслушивание. Русские врачи (А. О. Саполович — в 18 веке, П. А. Чаруковский, Г. И. Сокольский, B. Герберский — в 19 веке) были среди первых, принявших и внедрявших новые методы.Эндоскопия, предложенная в 1807 г. итальянцем П. Боццини, дала возможность врачу проникнуть взглядом в полости тела человека для целей диагностики и терапии; возникли эзофагоскопия, гастроскопия (А. Куссмауль, 1862; М. Нитце и др.), бронхоскопия и др. Стало входить в обиход измерение температуры тела в клинике [А. Роже (Франция), Л. Траубе (Германия)].
Видными представителями общей терапии внутренних болезней в середине 19 века явились чешский ученый Й. Шкода и Л. Траубе. Новые измерительные приборы сделали возможным определение кровяного давления, в дальнейшем электрокардиографию и др.