Поражения уха молнией и электрическим током
Электротравма уха в изолированном виде встречается редко. Она может иметь место лишь при очень близком прохождении травмирующего тока от наружного слухового прохода. В этом случае ток непосредственно воздействует на ухо и обычно приводит к ожогу ушной раковины, кожи слухового прохода, а также барабанной перепонки. Фактором воздействия является тепловой или термоэлектрический эффект, который максимально проявляется на коже, где ток встречает большее сопротивление.
О том, что ток прошел близко от уха, свидетельствуют знаки тока на коже.Ожоги ушной раковины бывают поверхностными и глубокими; впоследствии они могут привести к перихондриту и обезображиванию.В наблюдении М. И. Светланова (1954) электромонтер после поражения током напряжением 6000 в получил ожоги лица, шеи, но особенно сильный — ушной раковины.
Раневая поверхность была обуглившейся. При отсутствии изменений барабанной перепонки отмечено понижение слуха как следствие прямого действия на внутреннее ухо.В наблюдении А. А. Ушакова (1938) больная после поражения молнией потеряла сознание, а затем появились головокружения, рвота, звон в левом ухе. При исследовании слуха — полная глухота на левое ухо и резкое понижение слуха на правое.
В левом ухе — сухая перфорация барабанной перепонки. Спонтанный нистагм в обе стороны, временами диагональный.
Слух впоследствии восстановился. Отклонений со стороны вестибулярной функции не отмечено. О стойкой глухоте после поражения молнией сообщил М. Д. Кажлаев (1952). Mounier-Kuhn, Lafon И Levis (1963) описали ожоги на ушной раковине, коже слухового прохода и барабанной перепонке после поражения молнией.
Они имеют различный размер и по цвету отличаются от неизмененных участков окружающей кожи. Цвет их обычно серо-аспидный с белесоватой каемкой. Как правило, раны асептичны, безболезненны, нередко имеется отек кожи или подкожная эмфизема. Сходные изменения авторы отмечали и в более поздние периоды как следствие перенесенной электротравмы — у 2 больных некроз ушной раковины, у 4 — перфорации барабанной перепонки, у 3 — гнойное воспаление среднего уха.При прямом воздействии тока демонстративны отоскопические изменения.
На барабанной перепонке различимы знаки тока в виде беловато-сероватых бляшек, несколько приподнятых над ее поверхностью. Бляшка обычно является первым этапом повреждения, в дальнейшем на ее месте возникает перфорация (А. А. Ушаков).Из трех поражений уха молнией, которые описывает Wagemann (1957), у двух барабанная перепонка оказалась перфорированной, причем у одного из них — с обеих сторон.
В последнем случае у пострадавшего впоследствии развился стойкий средний отит. У всех имелись кохлео-вестибулярные нарушения в вице сильного субъективного шума, понижения слуха или глухоты, головокружения, гипо — и арефлексии лабиринта.Об очень интересном наблюдении сообщил Siroky (1954). Четыре члена одной семьи были поражены молнией: у двух — двусторонняя перфорация барабанной перепонки, у одного — односторонняя, и у одного — перцептивная тугоухость.
Судя по сравнительно небольшой казуистической литературе, тяжелое и стойкое понижение слуха чаще бывает при поражении молнией. Это отчасти можно объяснить тем, что ток при этом проходит вблизи уха чаще, чем при травме техническим током. Об этом говорит то, что почти всегда при тяжелой глухоте знаки тока обычно были на шее или на затылке.
Кохлео-вестибулярные поражения, равно как и изменения в наружном ухе и барабанной перепонке, очень редко являются единственным проявлением электротравмы, если не считать большинство травм при атмосферных разрядах в телефонной трубке. Этот вид профессиональной травмы у телефонисток, бортрадистов мы выделили в особую группу.