Патогенез кариеса зубов

В эти же возрастные сроки у 40 крыс линии «Вистар» в поляризованном свете на тонких шлифах исследована минерализация эмали зубов [Зайцева А. П.]. В результате установлено, что у крыс, получавших обычный и кариесогенный рационы, через 15 дней опыта обнаруживаются пятна (участки) пониженной минерализации на различных поверхностях зубов, в том числе чаще на участках, где наиболее рано возникают кариозные поражения. Однако к 30—40-му дням опыта количество пятен пониженной минерализации у крыс, получавших обычный рацион для животных вивария, уменьшалось до минимума, что свидетельствовало об активации физиологических процессов минерализации («созревания») эмали зубов за счет поступления минеральных элементов из слюны. Последнее подтверждается возрастными изменениями содержания фосфата и кальция в слюне животных.Наряду с этим у крыс, получавших кариесогенный рацион, количество деминерализованных пятен эмали с возрастом увеличивалось, они сливались и впоследствии образовывали кариозные дефекты.

При этом установлены определенные изменения в составе и свойствах слюны.В этих же однотипных условиях эксперимента у 338 крыс линии «Вистар» была исследована активность кислой и щелочной фосфатаз слюны, содержание в ней белков и активность протеаз.

При этом определялась не только суммарная активность фермента (Е/мл), но также удельная активность (Е/мг белков) и продукция фермента (Е/30 мин саливации), которые более полно характеризуют происходящие в слюне изменения. Так, было установлено, что у животных, получавших обычный рацион, продукция кислой и щелочной фосфатаз с возрастом увеличивается.

Особенно это заметно в сроки, когда у крыс исчезали пятна (участки) пониженной минерализации эмали и уменьшалось включение радиоактивного фосфора в ткани зубов. Эти изменения сочетались с относительным понижением содержания белков в слюне и повышением активности протеаз.

Характерно, что концентрация кальция, фосфата и магния в слюне несколько падает в период предположительного срока завершения «созревания» эмали зубов. Несомненно, что указанные изменения связаны с процессами физиологического «созревания» эмали зубов и повышением включения в нее фосфатов, кальция, фтора и других микроэлементов.

Между тем содержание крыс на кариесогенном сахарозо-казеиновом рационе также вызывает изменение активности и продукции фосфатаз (повышение активности кислой и понижение активности щелочной фосфатаз, относительное понижение продукции кислой и щелочной фосфатаз), увеличение содержания белков слюны и циклические изменения продукции протеаз параллельно со снижением их активности. Вместе с тем у животных, получавших кариесогенный рацион и имевших кариозные поражения, увеличивается концентрация неорганического фосфата и редуцирующих веществ в слюне. Характерно, что при множественном поражении постоянных зубов у детей также отмечено достоверное увеличение концентрации неорганического фосфата в слюне.

Таким образом, создается впечатление, что фосфаты, кальций и другие элементы, которые используются обычно организмом для дополнительной минерализации эмали имеются в слюне в избытке, однако они не поступают в ткани зуба в достаточном количестве. Последнее, наряду с изменением активности ферментов, нарушением включения радиоактивных фосфата и карбоната, свидетельствует о нарушении процессов «созревания» эмали, в результате чего образуются зоны пониженной минерализации, а позже кариозные поражения.Описанное явление мы наблюдали при исследовании слюны у людей.

Так, свежеполученная слюна здорового, не имеющего кариозных дефектов в зубах, человека способствует активному включению меченого фосфата (j2P) в эмаль и дентин изолированного зуба. Между тем слюна, полученная у человека с множественными кариозными поражениями зубов, фактически препятствует поступлению 32Р в ткани зуба. Аналогичные результаты были получены с радиоактивным кальцием (45Са) Е. Н. Померанцевой (1967) на собаках: включение 4-Са в твердые ткани зубов собак из слюны, полученной от человека с кариозными зубами, было значительно меньшим, чем из слюны, взятой у человека с интактными зубами. Следовательно, между слюной и эмалью зубов происходят ионообменные процессы, особенно активно они протекают в период «созревания» эмали, т. е. в период, непосредственно следующий за прорезыванием зубов и обеспечивающий поступление минеральных элементов в структуру эмали.

В этом плане слюна должна расцениваться как один из основных физиологических факторов, обеспечивающий нормальный уровень минерализации эмали. Скорее всего этот процесс является ферментативным, о чем свидетельствуют следующие экспериментальные данные: первоначальные исследования были проведены нами при погружении изолированных зубов в пробирки со свежеполученной и инактивированной кипячением слюной, в которую добавлен радиоактивный фосфат.

Оказалось, что 2Р проникает через эмаль в дентин коронки значительно (во много раз) быстрее и больше в опытах с некипяченой слюной, чем в аналогичных опытах с инактивированной (кипяченой) слюной. Полученное различие в проникании изотопа требовало объяснения.

В специальной литературе мы таких сведений не нашли. В связи с этим мы высказали предположение о том, что различие в процессе прохождения 32Р через эмаль зуба могло быть связано с участием каких-либо ферментов слюны. Для доказательства этих положений были поставлены опыты по изучению реакций, характерных для ферментативного процесса (опыты в условиях различного рН, разведение слюны, изменение температуры и т. д.). Прежде всего было установлено, что щелочная среда слюны способствовала уменьшению проникания i2P в ткани зуба, между тем кислая среда увеличивала включение фосфора в коронку и корень зуба. Используемая в опытах среда была критической для возможных ферментативных реакций проникания i2P в ткани зуба, и зарегистрированные изменения показателей включения изотопа объясняются, по-видимому, именно этим обстоятельством.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10