Организация военно-медицинской службы
На 200 больных полагался один врач и при нем 6 лекарских учеников; на каждые 100 больных полагался один госпитальный пристав и на каждые 10 больных — один больничный надзиратель (§ 23). Ухаживали за больными нижние чины — инвалиды, неспособные к полевой службе. Из них создавались подвижные инвалидные роты из 197 человек,1 полагавшиеся по одной на корпус.2Эти данные говорят о том, что предусмотренное штатами число медицинского и обслуживающего состава в госпиталях русской армии обеспечивало уход за больными воинами.Для переноски раненых с поля боя на перевязочный пункт («место перевязки») в каждом полку должны были иметься 20 или более нестроевых солдат с четырьмя носилками и с двумя легкими линейками.
«Место перевязки» назначалось «дневными приказами армии» и обозначалось «флагом или другими какими-нибудь знаками, чтобы раненые, не блуждая, могли оное сыскать».3«Положением» 1812 г. военной полиции поручалось наблюдать, чтобы перевязка раненых, «если сражение пространно, отправлялась в разных местах» (§ 430). На военную полицию возлагался и вынос раненых с поля боя. Гвнерал-гевальдингеру предписывалось перед боем «сделать цепь за линиями армии из особой конвойной команды, через которую доставлять будет он раненых в развозные госпитали для перевязки»:4По оказании первичной медицинской помощи (наложение повязки) «медицинские чины отмечают в книге больных—«то должен ехать, кто может идти пешком. Не должны перевозиться лица, коих перемещение сопряжено с опасностью» (§§ 84 и 85).По свидетельству участников, передовые перевязочные пункты осуществляли часть первичных перевязок и развертывались непосредственно вблизи от сражающихся войск.Каждый перевязочный пункт был оснащен готовыми повязками, бинтами, корпией, хирургическим инструментарием.
В каждом полку имелась запрягаемая двумя лошадьми аптечная фура с аптечными ящиками. На переднем ящике сидел кучер, на заднем оставлялось место для слабого больного. Аптечные ящики были пяти типов; два типа ящиков (большой и средней величины) — так называемые полковые ящики старой и новой коллежской формы,5 три типа (малый ящик с 19 инструментами, весьма малый—с 10 инструментами и кожаная сумочка с 10 инструментами) — так называемые полковой ящик новейшей формы, батальонный ящик и фельдшерские инструменты.
Все эти полковые (трех типов), батальонные ящики и фельдшерские сумки были укомплектованы хирургическими инструментами. Каждый лекарь имел, кроме того, карманный набор хирургических инструментов.За перевязочными пунктами следует система временных военных госпиталей, «веденных, как сказано выше, «Учреждением для управления большой действующей армии».
Развозные госпитали имели задачей оказание первой помощи раненым на поле сражения и доставку их в подвижные госпитали. В составе развозного госпиталя был медицинский персонал, прикомандированный из войсковых частей, лазаретные тяжелые фуры с четырьмя местами для тяжелораненых и фуры с бинтами, корпией, компрессами, пластырями, хирургическим инструментом.Однако вместимость лазаретных фур не отвечала их назначению, и когда во время войны М. И. Кутузов осмотрел их, то приказал «сбросить с оных кузова и сделать немедленно на дрогах помост, на котором можно было положить человек шесть и более».6 В распоряжении медицинского персонала были и верховые лошади.
* * *1. «Чтения при императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» М., 1865, кн. 3, стр. 69, 79.2. «Труды Московского отдела русского военно-исторического общества». М„ 1913, т. IV.3. И. И. Энегольм. Карманная книга по военной гигиене, или замечания о сохранении здоровья русских солдат.
СПб., 1813.4. В. В. 3аглухинский, В. П. Колосов, И. В. Фомин. Организация и работа военно-медицинской службы русской армии в Отечественную кампанию 1812 г. М., 1912.5. Созданные в период, когда центральным органом медицинской службы была Государственная медицинская коллегия (1763—1803).6. ЦГВИА, ф. 103, оп. 209, св. 14, д. 2, л. 189.