Лечение отравления ядами змей
Проблема выработки иммунной сыворотки для профилактических прививок весьма актуальна. С учетом этого проводились специальные исследования. Однако при «иммунизации» животных змеиным анатоксином продолжительность иммунитета составляла 15—20 дней.Пассивный иммунитет, получаемый при введении противозмеиной сыворотки, также временный (Е. Н. Павловский, 1931).Как сообщают Watt и соавт.
(1956), один и тот же человек в течение 12 лет 10 раз подвергался укусам змей, однако иммунитета к ядам не выработал; С., 27 лет, в течение 5 мес. четырежды подвергался укусам змей и во всех случаях поступал в больницу с явлениями отравления организма. В другом случае при повторных укусах через 18, 23 и 46 дней наблюдалось отравление средней степени, а однажды и тяжелое.
По данным Wiener (1960), у лиц, неоднократно подвергавшихся укусам австралийской змеи и иммунизированных в течение 13 мес нарастающими дозами нативного яда тигровой змеи, в первые 3 мес антитоксическая активность сыворотки (ААС) достигала 1 ед/мл, в дальнейшем — от 1,5 до 5,2 ед/мл.В течение 4 мес после прекращения иммунизации ААС снижалась с 4,2 до 2 ед/мл.Следовательно, вопрос получения иммунной сыворотки для профилактических прививок, к сожалению, продолжает оставаться нерешенным.Отсутствие надежных методов лечения той или иной болезни обычно порождает знахарство. Так, в период посева и уборки риса в Бирме, когда змеи ежегодно кусают 15—20 тыс. человек, знахарь является центральной фигурой в деревне.
Несмотря на освоение производства сыворотки и успешное применение ее в Рангуне, часть населения обращаются к знахарям. И, несмотря на сомнительные способы «лечения» и на то, что это так называемое лечение стоило тысячам людей жизни и в лучшем случае инвалидности, знахарство продолжает существовать и вредить людям.
Г., 16 лет, после укуса змеей в 111 палец левой кисти 3/VIM 1955 г. привезли в Давалу (Армянская ССР) к знахарю, где он находился 10 дней. На 6-й день на укушенном пальце омертвела ткань и отпали две фаланги, затем развилась флегмона на ладони. Несмотря на тяжелое состояние больного, знахарь получил гонорар за «лечение» и посоветовал обратиться к врачу. Больной поступил в хирургическое отделение Нахичеванской больницы.
Стационарное лечение проводили более 1 мес и в течение 5 мес больной лечился амбулаторно. Рана зажила, но образовалась контрактура 11—111 и IV пальцев левой кисти.
Подобных примеров немало. Реальной стала необходимость разработки метода лечения, обеспечивающего полное обезвреживание яда в организме. Как показал опыт нашей многолетней работы, а также деятельность ученых некоторых стран, этот результат может быть достигнут путем применения рациональной дозы противозмеиной сыворотки.
Идея ее получения осуществлена Sewall в 1837 г. Путем введения возрастающих доз змеиного яда был достигнут эффект благоприятного перенесения голубями 6-кратной смертельной дозы. О получении Calmette противозмеиной сыворотки, нейтрализующей яд V. lebetina, сообщалось в литературе в 1896—1899 гг. В 1896 г. комиссией Лондонского Королевского медико-хирургического общества, в «Annales de L’Institut Pasteur» (март 1897 г.) было опубликовано заявление о годности сыворотки для лечения укусов змей. Varriton и Rennie в «Britan Medical Journal» (26/IX и 21/XI 1898 г.) и Calmette в «Annales de L’Institut Pasteur» (март 1898 г.) сообщили об успешном лечении змеиных укусов (цит. по Ферратон, 1898). В Сан-Пауло (Бразилия) уже в 1899 г. был основан первый в мире Институт по производству противозмеиных сывороток. В дальнейшем стали производить и поливалентные сыворотки: «антигюрза + антикобра» и др.