Введение
Таким образом, между профессиональным заболеванием, развивающимся при длительном воздействии шума, и акустической травмой имеется не столько качественная, сколько количественная разница. Поражаются те же элементы кортиева органа, но поражение происходит быстрее. В патогенезе изменений в кортиевом органе, развивающихся после длительного действия интенсивного шума, и после кратковременного действия сверхмощного шума или звука имеются известные различия, но первичная их локализация одинакова — в волосковых клетках кортиева органа. При травме действует на орган слуха не только акустический фактор, но и механический, что и обусловливает различие в. патогенезе изменений.
Имеется критический порог интенсивности шума или звука, выше которого он становится при длительном действии опасным для органа слуха, имеется также, критический порог интенсивности при кратковременном воздействии. В первом случае развивается профессиональная болезнь (профессиональная тугоухость), во втором — возникает акустическая травма.Акустическая травма уха бывает при взрывах на работах в горной промышленности, при артиллерийской стрельбе из крупных калибров, но при этом акустический фактор сочетается со взрывной или воздушной волной.
Этот вид патологии уха был хорошо изучен во время Великой Отечественной войны. Важно указать, что в патогенезе поражения слуховой и вестибулярной функций большую роль, помимо прямого действия взрывной волны на ухо, играет коммоция лабиринта и мозга, которая в значительной мере определяет богатую симптоматику и разнообразное клиническое течение заболевания, известного под названием воздушной контузии уха. Опыт изучения контузионных поражений уха выявил ряд черт, сближающих их с профессиональным заболеванием уха. В монографиях по профессиональной патологии уха обычно уделяется большое внимание действию взрывов, так как взрывы находят все более широкое применение в промышленности.
Производственные факторы не всегда непосредственно действуют на органы слуха. Их действие может осуществляться более сложным и косвенным путем.
При длительном контакте с промышленными ядами кохлео-вестибулярные сдвиги обычно являются вторичными и проявляются на фоне общей интоксикации.Острую лабиринтную атаку и глухоту у рабочих-кессонщиков и водолазов можно было бы по внезапности возникновения отнести к травме уха. Но более правильно говорить об остром заболевании, поскольку оно патогенетически связано не с прямым действием на ухо, а с газовой эмболией, последствия которой могут быть разнородными; поражение же уха при этом является редким.
Строгое разделение между факторами, вызывающими профессиональную травму и болезнь уха провести трудно. Характерное отличие травмы от профессионального заболевания — внезапность и кратковременность воздействия — не всегда может служить абсолютным показателем для дифференциации: иногда травма является лишь пусковым моментом развития в дальнейшем заболевании. Оба вида профессиональной патологии уха — травмы и заболевания — объединяют трудности дифференциальной диагностики, сложность экспертизы и определения профессионального генеза страдания и связанных с этим вопросов трудоустройства и инвалидности.