У изголовья больного: лечить не только тело — но и душу
Нередко опытному врачу не нужно особенно осматривать или выслушивать больного для того, чтобы поставить диагноз. Иной раз для этого достаточно одного взгляда. Однако, если врач лишь мельком взглянет на больного и, даже не поговорив с ним, назначит лечение, последний может остаться недоволен.
Не исключен в таком случае и конфликт, как это однажды случилось с нашим известным специалистом по кожным болезням, консультировавшим в диспансере.На прием пришел пациент, у которого диагноз чесотки был, что называется, написан на руках и лице. В связи с этим консультант, не говоря ни слова больному, повернулся к врачу, присутствовавшему на приеме, и сказал единственное слово: «Вилькинсон».
Это означало, что больному следует прописать специальное лекарство для лечения чесотки — мазь Вилькинсона.Врач выписал рецепт и молча протянул его больному.
Тот взял бумажку, также молча вышел из кабинета, а придя домой, написал жалобу, в которой обвинял консультанта в том, что тот даже не поговорил с ним, не осмотрел его, а отделался одним словом «Вилькинсон».«Какой же это врач,— писал пациент в жалобе,— если он даже не осматривает больных!»Не так уж редко у врачей, даже опытных (а иной раз именно у опытных!
), возникает своеобразная «слепота зрячих». За спешкой, автоматизмом они смотрят на сидящего перед собой человека, а видят только болезнь….
Идет обычный прием больных в поликлинике. Заходит «следующий».
Врач легко распознает вирусное заболевание — головная боль, высокая температура, боли в горле. Выписывает рецепт, протягивает больному и говорит:— Постельный режим, полоскание горла раствором фурацилина в теплом виде пять-шесть раз в день, таблетки по одной штуке каждого из двух видов.Врач хочет вызвать очередного пациента, но видит, что больной не торопится уходить.
Врач вопросительно смотрит на него.— Доктор, у меня ангина, да?— спрашивает он.Врач подтверждает.— А она не даст осложнения на сердце?— вновь задает вопрос больной.
— Нет, нет, вам не о чем беспокоиться. Вы заболели впервые, попали к врачу своевременно.
Лечитесь аккуратно, и все будет в порядке.— Да, конечно. Спасибо, доктор.
А я слышал, что ангина часто кончается воспалением почек. Ради бога, извините, но… не может и такое осложнение развиться у меня?Врач внимательно смотрит на больного и думает, что вот он опять допустил ошибку. И, как порой бывает, когда за дверями сидит большая очередь, забыл, что к нему пришел не просто пациент, а человек, который, как образно говорят врачи, болеет своей болезнью плюс страхом…
Эти случаи подтверждают то, что врачу нужно быть тонким и наблюдательным психологом, а не только блестящим специалистом.Хотя для тщательного осмотра в вышеприведенных случаях и не было нужды, врач должен был все-таки осмотреть больного, поговорить с ним, а может быть, даже и послушать сердце, провести перкуссию (выстукивание молоточком или пальцами), просто взять пациента за руку, посмотреть ласково в глаза…
Во всех этих действиях заложен глубокий психотерапевтический смысл. Такое общение действует на больного целительно.
Многие судят о мастерстве, квалификации и компетенции врача по тому, как последний осмотрел или выслушал их. Кроме того, тщательный осмотр убережет врача от грубых диагностических ошибок, которые неизбежны в случае недооценки всестороннего осмотра и обследования больного.Невнимательность врача, как правило, очень болезненно переносится пациентами. Как-то во время обхода одна больная обратилась к профессору с просьбой перевести ее в другую палату, к другому врачу.
Когда он поинтересовался причиной такой просьбы, она ответила:— Да разве это врач? Она впервые пришла ко мне, мне так много нужно было ей сказать, она же две минуты посидела у моей койки да при этом занималась какими-то посторонними делами…