Симптоматология и клиника вестибулярных нарушений
Поражение улитки, связанное с длительным воздействием шума и вибрации, является клинически очерченным профессиональным заболеванием. Что касается преддверия лабиринта и полукружных каналов, то до недавнего прошлого считалось, что они остаются вне воздействия этих производственных вредностей. Однако этому утверждению противоречило наличие частых жалоб рабочих шумовых производств на тошноту, головокружение и статокинетические расстройства.
Показательно, что старые отиатры, весьма авторитетные в вопросах профпатологии уха (Gradenigo, Ropke и др.), выделили на основе своих наблюдений особую форму профессиональной тугоухости, одним из признаков которой являются частые головокружения. Спонтанные вестибулярные нарушения — нистагм и расстройства равновесия — обнаружил Н. С. Орембовский (1925) у значительной части котельщиков.
Предпринятые в 20-е годы клинические обследования рабочих различных шумовых профессий (А. В. Захер, Г. С. Трамбицкий) подтвердили наличие частых жалоб на головокружение.Экспериментально-гистологические исследования на животных не могли объяснить клинические наблюдения.
Наряду с развившимися после воздействия интенсивным шумом дегенеративно-атрофическими изменениями в кортиевом органе, нервных волокнах и в спиральном ганглии не было отмечено никаких патологических изменений в отолитовом аппарате и в ампулах полукружных каналов. Между прочим, совершенно неизмененным оказался вестибулярный аппарат при полном разрушении кортиева органа во всех завитках улитки, которое обнаружил Zange (1911) при гистологическом исследовании внутреннего уха у молодого котельщика.В ранних исследованиях Н. Ф. Попова (1941), когда мыши подвергались непрерывно в течение года воздействию сильного звука, также не было обнаружено изменений в вестибулярном аппарате.
При полной атрофии кортиева органа во всех завитках улитки, гибели нервных волокон, клеток спирального ганглия и заполнении лестницы барабана разросшейся соединительной тканью, т. е. при очень распространенном и глубоком поражении улитки, преддверный и ампулярный аппараты остались незатронутыми. Иные результаты получены автором в своих экспериментах на заводе, когда мыши подвергались одновременному воздействию шума и вибрации. У этих мышей была обнаружена определенная реакция как со стороны ганглиозных клеток, так и со стороны нейроэпителия вестибулярного нерва.
Отмечена гиперемия, набухание и изменения дегенеративно-атрофического характера как в отдельных ганглиозных, так и в волосковых клетках концевого аппарата. У тех же мышей, которые находились в подвешенных клетках и не подвергались действию вибраций, этих Изменений не было. Это дает право утверждать, что патология вестибулярного аппарата обусловлена именно вибрацией.
Последующие экспериментальные исследования, проведенные примерно в таких же условиях на заводе, подтвердили выводы Н. Ф. Попова. Обнаружены были дегенеративная атрофия в отолитовом аппарате, пикноз и децентрализация клеток вестибулярного ганглия.
Авторы, отрицавшие вредное действие шума на вестибулярную функцию, исходили преимущественно из того, что выраженные объективные признаки ее нарушения не наблюдались. Но ведь хорошо известно, что при медленном развитии патологического процесса в лабиринте и постепенном угасании его функции обычно отсутствуют спонтанные расстройства.
Очевидно, для того, чтобы судить о состоянии этого аппарата, необходимо функциональное исследование с помощью лабиринтных проб — калорической и вращательной.
- Исследование функции вестибулярного аппарата Влияние вибрации на состояние вестибулярного аппарата Уровни поражения вестибулярного анализатора Объективные спонтанные симптомы Изучение нистагма Калорическая проба Вращательная проба Диссоциация между калорической и вращательной реакцией Реактивные движения Изменение в общем неврологическом статусе Нарушения ритма нистагма Феномен уплывания глаз Механическое воздействие интенсивной вибрации Механизм действия вибрации Влияние местной вибрации Сочетанное действие вибрации и шума Кохлео-вестибулярные изменения при вибрации