Шумовая аудиометрия
Аудиометрия при маскировке шумом, или шумовая аудиометрия по Langenbeck, рассматривается немецкими авторами как ценный тест для дифференциации между поражением волосковых клеток и спирального ганглия. Характерным для первого типа поражения является совпадение тональной аудиограммы с уровнем маскирующего шума, а для поражения ганглия — расположение ее ниже уровня шума главным образом в области высоких тонов. Соответственно локализации патологического процесса при профессиональной глухоте можно было бы ожидать совпадения между уровнем маскирующего шума и аудиограммой, т. е. положения, соответствующего положительному феномену рекрютмента.
С. 3. Ромм (1966) при исследовании 57 рабочих шумных цехов обнаружил, что у большинства шумовая аудиограмма расположена ниже уровня маскирующего шума. Если судить по приведенной автором характернойдля большинства обследованных им обрубщиков аудиограмме, то при маскирующем шуме в 80 дБ пороги слышимости тонов опускаются до 105—110 дБ, т. е. на 25— 30 дБ. В связи с этим автор пришел к выводу, что у большинства рабочих шумных производств в основе тугоухости лежит поражение спирального ганглия и ствола нерва. Изолированная же дегенерация одних только волосковых клеток встречается значительно реже и только на ранних стадиях развития процесса.
Исследования теста Лангенбека, произведенные П. С. Кублановой, дали несколько иные результаты. Положительный тест выявлен у меньшей части рабочих.
Он выражался в том, что пороги восприятия одного или нескольких высоких тонов повышались на 10 дБ и максимально — на 15 дБ; равномерного повышения порогов но всей шкале тонов более чем на 10 дБ она не наблюдала. Сравнение результатов, полученных обоими авторами представляет интерес, поскольку они обследовали рабочих одной и той же профессии — обрубщиков.
Как объяснить такое расхождение в результатах? По-видимому, причина состоит в том, что С. 3. Ромм как начальную форму профессиональной тугоухости рассматривает такое понижение слуха, какое П. С. Кубланова относит к выраженной степени.
Приводим такую аудиограмму (она взята из монографии С. 3. Ромма, но составлена по обычной форме). При аудиограмме типа 1 он обнаружил отрицательный тест. При аудиограмме типа 2 тест был положительным.
В данном случае речь идет об очень резком понижении слуха по всему диапазону тонов. Такие аудиограммы, по данным П. С. Кублановой, у обрубщиков встречались лишь в виде исключения. При таком далеко зашедшем поражении можно предположить вовлечение в процесс спирального ганглия и нерва.
Остается неясным, почему у обследованных С. 3. Роммом обрубщиков, которые подвергаются действию шума интенсивностью 105 дБ, имеется более резкая тугоухость, чем у обрубщиков обследованных П. С. Кублановой, где шум равен 115—120 дБ. Рис. 21. Аудиограммы по С. 3. Ромму у обрубщиков.1 — поражение волоскового аппарата улитки; 2 — поражение спирального ганглия. Таким образом, наши исследования показывают, что для шумового поражения органа слуха характерны низкие (0,2—0,5 дБ) дифференциальные пороги. Если имеется значительная разница в слухе на каждое ухо, то феномен рекрютмента бывает положительным. Это Наблюдалось у пистолетчиков, где нет вибрации. При сочетании интенсивного шума с местной вибрацией получены примерно такие же данные, но не столь часто. Что касается пороговой адаптации, то нормальная адаптация обнаружена несколько реже, чем патологическая; последняя нередко бывает резко выраженной.Положительный тест Лангенбека по всему диапазону тонов бывает очень редко, и повышение тональных порогов при шуме редко бывает значительным (более 10 дБ). Они обычно повышаются только на высокие звуки (4000 Гц и выше).