Познавательное развитие. Обзор
Хотя мы бегло просмотрели лишь незначительную часть вопросов, попадающих в рубрику «Познавательное развитие», мы все же, по-видимому, узнали достаточно много для того, чтобы очертить основные принципы. Ключевой идеей, значение которой подчеркивалось вновь и вновь, является идея конфликта. Мы следовали за Пиаже, утверждая, что конфликт или противоречие является подлинной движущей силой развития.
Конфликт возникает всякий раз, когда у ребенка есть два несовместимых способа поведения в одной и той же ситуации. Порожденный таким образом конфликт открывает путь к следующей стадии познавательного развития.
Однако мы оставили без пояснения целый ряд вопросов, связанных с подобным пониманием роли конфликта. Прежде всего осталось неясным, что же находится в конфликте и что является несовместимым. В течение стадии, на которой младенец приходит к пониманию того, что предмет может двигаться из одного места в другое по той или иной траектории (начало развития представления о предмете), конфликт возникает между двумя возможными типами движений глаз — плавными движениями, прослеживающими траекторию предмета, и скачкообразными движениями от одного места к другому.
Эти ответы не могут быть выполнены одновременно; таким образом, на очень периферическом уровне функционирования возникает конфликт между двумя поведенческими реакциями.Конфликт, призванный стимулировать поиск предмета, который исчез непонятным для ребенка образом, оказывается совершенно иным. Первичным ответом младенца на внезапное непонятное исчезновение предмета является отсутствие какой-либо поисковой активности. Мы интерпретировали этот факт как доказательство того, что младенец считает исчезнувший предмет прекратившим свое существование.
В соответствии с этим объяснением младенец воспринимает такой предмет при повторном появлении как новый и отличает его от первого. Конфликт возникает, когда ребенок начинает идентифицировать предметы по их признакам, в этом случае он уже не может не признать, что появившийся предмет — это тот же самый предмет, который был вначале. Но если это тот же предмет, то он должен был где-то находиться, пока был невидим.
Таким образом, нужно попытаться найти исчезнувшие предметы. Вне всякого сомнения, этот конфликт разыгрывается уже не между отдельными поведенческими реакциями, а между разными наборами правил обращения с предметами.
Это не поведенческий конфликт, он происходит, так сказать, в голове младенца между двумя несовместимыми способами понимания события.Переход от стадии IV к стадии V развития представлений о предмете осуществляется в результате действия конфликта, который по своему происхождению кажется поведенческим. Младенец может искать предмет, который исчез непонятным для него образом, с помощью двух стратегий поиска: либо в том месте, где предмет был виден в последний раз, либо там, где он обычно находился.
Когда эти два места не совпадают, как в стандартной процедуре тестирования, возникает поведенческий конфликт, ибо ребенок не в состоянии выполнить оба ответа одновременно.Переход от стадии V к стадии VI, напротив, по всей видимости, не связан с непосредственным поведенческим конфликтом. Поведение ребенка на стадии V объяснимо, если он уверен, что два предмета не могут одновременно быть в одном месте.
Этот ребенок, однако, может вложить один предмет в другой. В определенный момент ребенок должен признать существование конфликта между своим знанием и своими действиями или признать, что его действия приводят к результатам, которые противоречат его убеждениям.
Конфликт, который связан с сохранением веса, представляет собой, пожалуй, наиболее явный поведенческий конфликт. В тот момент, когда ребенок начинает поднимать предмет, он уже должен выбрать то или иное усилие. Различные усилия, очевидно, несопоставимы друг с другом.