Питание детей при отдельных заболеваниях

Питание детей, больных бронхиальной астмой, астматическим бронхитом, имеет особенности в связи с частыми проявлениями пищевой аллергии. Можно рекомендовать для них диету № 5, которая обеспечивает потребность в основных пищевых веществах, содержит нормальное или несколько повышенное количество легкоусвояемых экстрактивных веществ. Кроме индивидуальных аллергенов, необходимо ограничить (при показаниях) и облигатные аллергены (цитрусовые, шоколад, яйца, рыба, сыр, клубника).

В пище должно быть достаточно молочнокислых продуктов (кефир, творог, простокваша), мясо (предпочтительно отварное), большой ассортимент овощей (капуста, кабачки, огурцы и др.), картофель. Исключаются свежий лук, чеснок и другие овощи с резким запахом, которые могут вызывать раздражение слизистой оболочки верхних дыхательных путей.

Пищу лучше готовить на пару, тушеную, отварную, без приправ.Детям с психоневрологическими заболеваниями лучше назначать диету № 5, которая, обеспечивая полноценное питание, ограничивает раздражающие влияния на нервную систему.

Исключают блюда с экстрактивными веществами (кофе, какао), ограничивают количество соли больным с явлениями гидроцефалии. При нарушении процессов жевания и глотания, помимо химического щажения, предусматривается и механическое, т. е. пищу готовят в размельченном или протертом виде (пюре, суфле, протертые овощи), следят за достаточным количеством витаминов В и С.При контроле за организацией и качеством питания детей в санатории нужно познакомиться с работой врача, который руководит питанием и его подготовкой (главный или дежурный врач, диетолог), диетсестры, поваров, проанализировать соответствующие документы, график работы, проверить соблюдение санитарно-гигиенических требований к приготовлению пищи, документацию и наличие меню-раскладки, его разнообразие, соответствие сезонам, ежедневный подсчет калорийности и состав пищевых ингредиентов, записи лабораторных анализов, бракеражный журнал. Необходимо также попробовать пищу, оценить ее кулинарную обработку и вкусовые качества, сохранность витаминов, побеседовать с диетсестрой, поварами, детьми; выяснить, как и кто осуществляет контроль за закладкой продуктов в котел и выходом готовой пищи, системой доставки и раздачи ее детям, соответствием количества продуктов в расходных ведомостях и в меню-раскладках, кто ведет записи в историях болезни о назначении диеты, дополнительного питания.

При беседах с персоналом и особенно с детьми следует проявлять исключительно большой такт. Если имеются замечания, предложения, надо обсудить их отдельно с руководителем учреждения и затем оформить письменно. Важно также отмечать и положительные стороны этой работы.