Организация диспансеризации детей у стоматолога

Ортодонтическую помощь детям лечебно-профилактического отделения и детям, проживающим на территории, обслуживаемой этим отделением, оказывают ортодонты, закрепленные за этим лечебно-территориальным участком (схема 1).Такая форма работы имеет много преимуществ; повышается не только личная ответственность участкового врача за состояние на участке, но и ответственность врача поликлинического отделения за общие показатели качества лечебной и профилактической работы в лечебно-профилактическом отделении; конкретизируется объем и прогнозируется характер работы прикрепленного ортодонта; выявляется взаимная заинтересованность в интеграции лечебно-диагностических и профилактических методов работы участкового врача, врача поликлинического отделения и ортодонта; формируются принципы преемственности в работе, единство в составлении планов диспансерной работы, реализация этих планов и ответственность за проделанную работу.Диспансеризация детей у стоматолога проводится на участке. Эту работу осуществляют поэтапно. Первый этап — знакомство с участком.

Врач должен хорошо знать, сколько детей и какого возраста прикреплены к участку; сколько из них дошкольников и школьников (дифференцированно по возрасту) ; сколько детских дошкольных и школьных учреждений прикреплено к участку, как оборудованы рабочие места стоматолога в каждом детском учреждении. Существенным фактором являются данные о содержании фтора в питьевой воде, которой снабжаются дети участка, о том, проводилась ли ранее санация полости рта, заведены ли санационные карты, внесены ли в них данные об общем состоянии здоровья детей и т. д. Таким образом, первый этап диспансеризации — это регистрирующий этап.Второй этап предусматривает специализированный осмотр каждого ребенка и проведение по показаниям санации полости рта. Во время осмотра и санации полости рта врач должен помнить о том, что полученная в этот период информация должна стать основной для формирования диспансерных групп наблюдения и составления плана диспансеризации детей участка в последующие годы.Третьим этапом является группировка детей для диспансеризации и составление плана, графика работы врача на участке.Четвертый этап — осуществление плана диспансеризации: осмотр детей в соответствии со сроками, санация полости рта и оздоровление краевого пародонта трех групп детей в соответствии со степенью активности кариеса и заболеваний краевого пародонта, контроль за лечением ребенка у хирурга, ортодонта и других специалистов, проведение уроков гигиены и других массовых мероприятий профилактического характера (аппликации зубов растворами фторида натрия, покрытие зубов фторсодержащим лаком, выдача фторсодержащих таблеток, паст, содержащих препараты фтора, кальция, фосфора, цинка, микроэлектрофорез фторида натрия, применение гелей, содержащих кариестатические средства и т. д.).Пятым — завершающим — этапом является изучение эффективности диспансеризации, определение мер и средств совершенствования этой работы.