Организация диспансеризации детей у стоматолога

Наблюдение за ребенком в критические периоды возможной диспропорции роста челюстей дает возможность провести коррекцию такой диспропорции, назначить средства, способные укрепить, повысить резистентность морфологически незрелых твердых тканей зуба, нормализовать и скорректировать работу функционально незрелой жевательной и мимической мускулатуры при выполнении основных функций жевания, глотания, речевой артикуляции, функции закрывания рта и др. Все это обусловливает целесообразность активного наблюдения за здоровым ребенком с целью использования указанных возможностей и проведения активной профилактики преобладающей патологии стоматологического профиля, какой являются кариес зубов, аномалии прикуса и заболевания краевого пародонта.Гигиеническое воспитание и обучение населения методам предупреждения развития стоматологических заболеваний: рациональное сбалансированное питание, правильное энергичное пережевывание продуктов питания, правильное глотание, гигиена полости рта (включающая уход за зубами и санацию полости рта), правильное дыхание, поддержание оптимального тонуса мимической мускулатуры в покое, правильная артикуляция органов полости рта при произношении звуков, устранение и предотвращение вредных привычек — должны проводиться с раннего детства. Информация гигиенического воспитания и обучения должна своевременно поступать вначале для матери, а затем и для ребенка в соответствии с его возрастом, по мере формирования морфологической и функциональной зрелости основных органов и тканей зубочелюстной системы.

В период новорожденности и грудной необходимо обучить мать правильному кормлению ребенка грудью, пользованию резиновой соской, пустышкой, нужно организовать докорм со своевременным введением продуктов питания с соответствующей консистенцией и жесткостью соответственно возможностям ребенка, вовремя перевести ребенка на прием пищи из ложки, изменяя соответственно возрасту форму, размер ложки и т. д.В преддошкольном периоде, не уменьшая внимания к правильному формированию функций жевания, глотания, необходимо приучить ребенка вначале полоскать рот после еды, затем чистить зубы зубной щеткой, а к 3 годам пользоваться зубной пастой.Гигиеническое воспитание должно предусмотреть, чтобы каждая мать к 3 годам привела ребенка к детскому стоматологу для осмотра состояния зубов.

При необходимости проводят санацию полости рта. Если ребенок неадекватно реагирует на посещение стоматологического кабинета, необходимо использовать средства адаптивного действия или провести санацию в условиях общего обезболивания.В дошкольном возрасте (4—6 лет) ребенку необходимо рекомендовать зубную щетку больших размеров.

Если у ребенка имеются кариозные зубы (запломбированные), помимо гигиенической пасты, дополнительно проводят лечебную гигиену полости рта с использованием фторсодержащей зубной пасты. Процедуру рекомендуется проводить вечером в течение 2—3 мин по песочным часам и под контролем взрослых.

Если уроки гигиенического обучения и воспитания детей проводить своевременно, правильно методически и полноценно по содержанию, то в период 7—11 лет (младшая возрастная школьная группа) эти правила легко закрепляются на специальных уроках, а в период среднего и старшего школьного возраста принципы, воспитанные в предыдущие годы, станут потребностью.Таким образом, высокая распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний у детей, необходимость коррекции диспропорций роста и регулирования формирования основных функций зубочелюстной системы; гигиеническое обучение и воспитание детей правилам гигиены полости рта, плановое проведение профилактических мероприятий диктуют целесообразность создания и совершенствования такой системы организации стоматологической помощи детям в СССР, согласно которой каждый ребенок, где бы он ни был, должен получить помощь стоматолога в соответствии с планом комплексных мероприятий детского стоматологического учреждения и по инициативе этого учреждения.