Ненаркотические анальгетики

Антипростагландиновый эффект препаратов данного ряда позволил использовать их в акушерской практике. Однако необходимо отметить, что применение салицилатов и других препаратов данного ряда беременными сопряжено с опасностью возникновения побочных эффектов, связанных с нарушением синтеза простагландинов на ранних этапах онтогенеза, что представляет определенную опасность для нормального развития плода и новорожденного [Peterson R. L., 1985; Леонов Б. В., 1979]. Следствием блокады биосинтеза простагландинов ацетилсалициловой кислотой и другими препаратами данного ряда может явиться отмечаемое рядом авторов удлинение срока беременности и продолжительности родов у женщин, систематически принимавших данные препараты [Collins Е., 1981; Biggs J. S. G., Allan J. A., 1981]. Несомненную опасность для новорожденного представляет также возможность развития легочной гипертензии при применении ингибиторов синтеза простагландинов — ацетилсалициловой кислоты и индометацина в период беременности [Olive G., 1982; Fournie А., 1982]. Следует также обратить внимание на возможность нарушения иммунологических взаимоотношений в системе мать — плод при использовании ненаркотических анальгетиков в период беременности. Известно, что простагландины участвуют в активации Т-?-супрессоров.

По данным A. Durandy, Ch. Beami, Cl. Jriscelli (1985), наблюдается снижение Т-?-супрессорной активности у новорожденных, матери которых в период беременности в течение 1—2 нед применяли индометацин в дозе 250 мг в день.В настоящее время дискутируется вопрос о возможности применения индометацина для сохранения беременности, поскольку этот препарат может способствовать преждевременному закрытию боталлова протока у плода с последующим возникновением легочной гипертензии. Dudley D. К. L. и Hardie М. J. (1985) изучали состояние 167 новорожденных, подвергшихся антенатальному воздействию индометацина, назначенного с целью токолиза при сроках беременности менее 35 нед. Преждевременно родилось 69 детей (41,3%), перинатальная смертность составила 1,7%. Случаев преждевременного закрытия боталлова протока или сохраняющегося внутриутробного типа кровообращения выявлено не было. Н. Zucherman и соавт.

(1984) привели данные о торможении родовой деятельности при преждевременных родах у 36 женщин. При этом у детей, погибших от дыхательной недостаточности, не наблюдалось сужения артериального протока.

Вместе с тем О. L. Levin (1980) и G. L. Sharp и соавт. (1976) выявили гипертензию в малом круге кровообращения у новорожденных, матери которых принимали индометацин. В связи с этим Е. Hemminki, В. Starfield (1978), R. Curbello (1981) высказываются о противопоказании к назначению индометацина для сохранения беременности.

Аналогичной точки зрения придерживается В. Бэннер (1987).Свойство индометацина ингибировать биосинтез простагландинов класса Е и F и тем самым способствовать сужению артериального протока используется в неонаталогической практике при терапии незаращения этого протока. Данный метод консервативного лечения является альтернативой хирургического вмешательства [Morselli P. L, Franco-Morselli R, Bossi L, 1980; Hays D. P, 1981]. Таким образом, при применении препаратов данной группы во время беременности необходимо учитывать их отрицательное воздействие на плод и новорожденного.

Салицилаты и вольтарен не рекомендуются для применения в I триместре беременности; индометацин и напроксен — в течение всей беременности.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10