Мудрая власть коллектива: этичность, коллегиальность

…Идет консультация в реанимационном отделении у постели больного с тяжелым поражением почек. Профессор-терапевт настаивает на переводе пациента в нефрологию.— Но ведь там нет возможности вести адекватное динамическое наблюдение,— говорит врач-реаниматолог, который, кстати, работает на искусственной почке и специализируется в области нефрологии.

— А здесь нет человека, который что-либо понимает в нефрологии,— заявляет на это профессор.Надо ли комментировать подобное?…Ночью к терапевту прибегает его знакомый и умоляет пойти в травматологию.

У больного тяжелейшая травма черепа, едва ли совместимая с жизнью. Терапевт делает необходимые назначения и уезжает домой.

Через некоторое время знакомый прибегает опять и просит вновь приехать, так как лечащий врач заявил ему: «Мы сделали все возможное, остальное теперь зависит от сердца».Вместо того чтобы объяснить родственнику больного тяжесть состояния, осторожно готовить к неизбежному в связи с не совместимой с жизнью травмой, лечащий врач пытается переложить все на коллегу,— он, мол, умирает не от того, что травма тяжелая, а от того, что «сердце не выдержало».

И действительно, когда больной умер, родственники считали виновным в этом не травму, а терапевта, который не смог «поддержать» сердце.Врач должен не столько знать все десять тысяч болезней, сколько уметь думать.

Не зря перед преподавателями вузов ставится задача дать студентам не столько прикладные знания, сколько основополагающие, фундаментальные, плюс научить их думать, читать литературу, искать. К сожалению, не все понимают эту ситуацию, и иной раз сталкиваешься с врачами, которые, приобретя определенный клинический опыт, начинают думать, что они уже дознали все.