Иммунологическая проблема бесплодного брака
Ф. 35 лет, в первом браке, бесплодие вторичное 2 года. Первая группа резус-отрицательной крови. Патологических отклонений со стороны гениталий не обнаружено. Проба Курцрока — Миллера положительная, интрадермореакция сомнительная, микроагглютинация, микродиффузия в агаре с сывороткой крови и секретом шейки матки отрицательные.
Муж 40 лет, в первом браке. Имеет II группу резус-положительной крови. При исследовании эякулята обнаружена нормоспермия: 105 млн. спермиев в 1мл, 84% активно подвижных семенных нитей, 9% патологических форм (за счет патологии головки 4%, шейки — хвоста 5%). Проводимые иммунологические реакции дали отрицательные результаты.
Эти два наблюдения мы привели в связи с тем, что в первом при наличии возможного резус-конфликта имелась сенсибилизация женщины к спермиям мужа. Во втором при наличии возможного конфликта по системе АВО, и резус-фактору мы не могли отметить сенсибилизации женщины но данным проводимых иммунологических реакций, которые, по-видимому, отражают присутствие специфических антител к семенным нитям.При обследовании женщин первой группы получены следующие результаты (табл. 20).Проба Курцрока — Миллера считается положительной в случае проникновения спермиев в слизь цервикального канала.
Однако для сопоставления данных табл. 20 и последующих более приемлемо было эту пробу обозначать (+), когда спермии в цервикальном секрете не определялись. Следует отметить, что даже в норме крис-теллеровская пробка бывает проницаема для спермиев лишь в сравнительно небольшой промежуток времени (в дни овуляции). Проводя обследование женщин по выявлению возможности ановуляторного цикла, мы подбирали тем самым оптимальные дни для проведения пробы Курцрока — Миллера.
О возможности сенсибилизации женщин мы судили на основании совпадения всех пяти проводимых тестов. В табл. 21 представлены результаты, по которым мы делали заключение о возможности сенсибилизации.
Наиболее важным мы считали тест двойной преципитации в агаре. Эта проба в большинстве случаев совпадает с результатами интрадермореакции и другими применяемыми нами методиками.
Тест преципитации является более объективным по сравнению с остальными, предложенными для определения иммунологического взаимоотношения. При положительных данных интрадермореакции и микроагглютинации, но отрицательной пробе преципитации в агаре мы считали, что, по-видимому, присутствие антител в организме является сомнительным.
Для положительного ответа необходимо иметь положительные данные преципитации с сывороткой крови, слизью цервикального канала и сомнительные (±) результаты интрадермореакции и микроагглютинации или положительный один из двух последних тестов. Ясно, что при совпадении всех перечисленных реакций возможность сенсибилизации более достоверна.
Проба же Курцрока—Миллера не может быть решающим фактором в этом отношении. Однако при полном обездвиживании семенных нитей на основании исследований мы всегда могли думать о наличии антител в слизи цервикального канала. Из 7 случаев феномена агглютинации (на границе двух сред) иммунологические реакции были положительными при постановке с секретом шейки матки у 5 женщин.
По данным обследования женщин первой группы, учитывая предложенную нами схему учета, наличие сенсибилизации можно было предположить в 29,8 ±4,8% наблюдений, данные были сомнительными в. 19% и Отрицательными — в 51,2% случаев. При первичном и вторичном браке данное состояние у женщин определялось примерно одинаково в 1/3 случаев.
Так, из 49 наблюдений с первичным бесплодием наличие сенсибилизации можно было предположить в 16, а из 35 с вторичным — в 9. При обследовании женщин второй группы были получены следующие результаты (табл. 22).