Групповая психотерапия
Так же как и в индивидуальной психотерапии, в процессе групповой психотерапии оптимальной является такая позиция психотерапевта, при которой больные чувствуют искренний интерес и сопереживание, что побуждает их таким же образом относиться друг к другу. В то же время психотерапевт должен оставаться руководителем группы, способным помочь ей выходить из большинства кризисных ситуаций.Для работы психотерапевтической группы не может быть установлено жесткой программы. Психотерапевт должен лишь стремиться к тому, чтобы все поставленные выше задачи нашли отражение в процессе групповой психотерапии.
Например, в тех случаях, когда состав группы остается неизменным на протяжении, например, 25 и более занятий, целесообразным может оказаться изменение этапности в проведении групповой психотерапии: первым следует этап изучения и коррекции личностных конфликтов больных, тогда как преодолению анозогнозии отводится второе место. Такое построение психотерапевтического процесса позволяет избежать периода перестройки методики групповой психотерапии, связанного с переходом от достаточно регламентированной тематической психотерапии (направленной на повышение осведомленности больных о своей болезни) к более сложным формам группового взаимодействия. Особенно эффективной такая тактика оказалась в группах больных алкоголизмом с аффективными нарушениями и женщин, страдающих алкоголизмом.
Для участия в групповой психотерапии подбираются больные, находящиеся на стационарном или амбулаторном противоалкогольном лечении и не имеющие выраженной деградации личности, проявляющейся в интеллектуальном или морально-этическом снижении.В состав каждой группы входят 9—11 человек с учетом практически неизбежного отсева больных в ходе лечения. Группы большего размера создавать не следует, так как в них невозможно обеспечить достаточно интимную психотерапевтическую атмосферу.
Группы должны быть закрытыми, т. е. их состав не изменяется на протяжении всего периода лечения. В группы включаются больные разного возраста, социального положения и образования; по полу они должны быть однородными.
В них нецелесообразно включать лиц пожилого возраста (старше 50 лет), а также больных, ведущих антисоциальный образ жизни. Продолжительность каждого занятия устанавливается заранее и не должна, превышать 1,5 ч. В стационарных условиях групповая психотерапия проводится ежедневно (4—5 раз в неделю), в амбулаторных — два раза в неделю.Лучше, если руководителями группы являются два психотерапевта: врач-нарколог и медицинский психолог.
В учреждениях наркологической службы (стационарах, диспансерах, отделениях на промышленных предприятиях) при большой нагрузке врачей по ведению больных клинический психолог наряду с участием в проведении занятий помогает в подборе больных, подготовке их к групповой психотерапии, осуществляет связь с лечащими врачами и персоналом отделений, участвует в работе с родственниками больных и занимается решением организационных вопросов.Важным моментом является подготовка больных к участию в групповой психотерапии.
Психотерапевту в индивидуальных беседах необходимо создать у них мотивацию к работе в группе, охарактеризовать эту работу как процесс взаимопомощи друг другу в разрешении трудных в социально-психологическом плане ситуаций и внутренних проблем. На первом, вводном, занятии психотерапевт рассказывает о задачах групповой психотерапии, о необходимости активного включения в нее всех членов группы, акцентирует внимание на принципиальной разнице между групповой психотерапией и другими видами лечения, не требующими от больных столь активной позиции.
В целях обеспечения атмосферы эмоционального комфорта и откровенности на первом занятии необходимо договориться с больными о том, что содержание дискуссий в группе не должно выноситься за ее пределы.Начинается работа со знакомства членов группы. Больные должны рассказать о себе самое существенное, касаясь важнейших моментов своей биографии, особенностей характера, круга интересов, ценностей, отношений в семье, на работе.
Несмотря на выраженную анозогнозию, большинство больных стремится рассказать только свой «алкогольный анамнез», да и то с большими искажениями.