Диагностическое значение сновидений
Мы остановимся на физиологическом анализе сновидений, которые предшествуют той или иной болезни и как бы «предвозвещают» ее. В старой клинической литературе имеется немало сообщений о сновидениях, «предвозвещавших» развитие болезни. Лермитт в упоминавшейся нами монографии говорит о «предвозвещающих» сновидениях. Приведем несколько сообщенных им примеров.
Один субъект видел во сне, что кто-то укусил его за ногу. Через несколько дней после этого именно на этой ноге обнаружилась сибирская язва, никаких видимых признаков которой до этого не могло быть усмотрено. Другому субъекту приснилось, что у него заболело горло.
На следующий день у него действительно началась ангина.П. К. Анохин отмечает (1945 г.) один клинический случай, когда еще не обнаруженной злокачественной опухоли горла предшествовала целая вереница соответствующих сновидений.Гален приводит наблюдение: один человек видел во сне, что одна его нога стала каменной; несколько дней позже эта нога была парализована.
Лермитт описывает клинический случай: одна девушка часто переживала устрашающие сновидения — видела во сне вокруг себя кровь и пламя и в страхе призывала мать на помощь. Эти кошмарные сновидения обеспокоили родителей, и они решили показать свою дочь врачу.
При обследовании было установлено ревматическое поражение сердца. До этого заметных объективных симптомов сердечной недостаточности не отмечалось.
В данном случае кошмарные сновидения были первыми признаками исподволь начавшегося и далее прогрессировавшего тяжелого заболевания сердца.По этому поводу М. И. Аствацатуров (1935 г.) писал: «Можно, например, признать, что если тревожные сновидения с элементом страха смерти сочетаются с внезапными пробуждениями, сопровождающимися безотчетным страхом смерти, то это может возбуждать подозрение о заболевании сердца в таком периоде, когда никаких других субъективных жалоб, указывающих на такое заболевание, не имеется».Учитывая данные современной физиологии и в особенности экспериментальные исследования павловской школы, мы теперь можем ответить на вопрос: каков нервный механизм сновидений — «предвозвестников» болезни.
Мы должны указать на следующие четыре момента, имеющие существенное значение.1. При развитии сна (как мы уже отмечали раньше) происходит устранение отрицательных индукций от множества посторонних корковых очагов возбуждения, мешающих в бодрственном состоянии ощущать те минимальные раздражения, которые исходят от заболевшего органа.2. Возможно растормаживание коры больших полушарий чувствительными импульсами, идущими от больного органа (механизм раздражения и суммации).3. Большое значение имеет парадоксальная фаза, которая может усилить действие минимальных импульсов от больного органа.4. На определенных фазах сна может происходить торможение системы экстероцепторов и появление незамаскированных отрицательной индукцией раздражений от системы интеро — и проприоцепторов (в том случае, когда заболевание связано с внутренними органами или органами движения).Указанные четыре момента могут действовать в отдельности и вместе.
Они составляют содержание нервного механизма, на основе которого становится понятной материальная сущность приведенных выше сновидений.С этой точки зрения нет ничего удивительного и сверхъестественного в том, что человеку, уже зараженному сибирской язвой и имеющему начальную, скрытую стадию патологического процесса, связанного с раздражениями кожных рецепторов, снится, что «собака укусила его за ногу».