Ценные иммунологические свойства грудного молока
Антитела. В грудном молоке имеются иммуноглобулины всех классов, причем наибольшая их концентрация обнаружена в молозиве (табл. 10). Более низкая концентрация антител в молоке по сравнению с их содержанием в молозиве компенсируется значительно большим объемом потребляемого молока. Основными иммуноглобулинами являются IgA, их концентрация в молозиве в несколько раз выше, чем в сыворотке, а концентрация IgA в молоке практически такая же, как и в сыворотке [65—70]. В одной из недавних работ авторы предполагают, что в молозиве имеется фактор, стимулирующий синтез IgA В-лимфоцитами и не влияющий на образование IgG и IgM [71]. IgA содержатся в грудном молоке главным образом в форме секреторных IgA (SIgA), которые обладают устойчивостью к изменениям рН и действию протеолитических ферментов, тем самым обеспечивая надежную иммунологическую защиту на поверхности слизистой оболочки. Концентрация IgG и IgM в грудном молоке, как правило, ниже, чем в сыворотке, но в молозиве уровень этих иммуноглобулинов в ряде случаев приближается к их концентрации в сыворотке [65]. Уровень IgD и IgE в молозиве в большинстве случаев низкий, а в молоке они определяются в ничтожном количестве [65, 71—74].В грудном молоке содержится множество различных антител, и их состав зависит от иммунитета матери, выработанного в результате иммунизаций или перенесенных инфекций. Однако корреляция между титром антител в молоке и сыворотке крови довольно слабая.
Антитела грудного молока направлены против бактерий, бактериальных токсинов, вирусов и паразитов [66, 75—91]. Кроме того, в грудном молоке имеются IgA антитела, направленные против потребляемых матерью пищевых белков [83, 87, 92—95]. IgA антитела, по-видимому, играют у детей раннего возраста важную роль в защите слизистой оболочки кишечника от проникновения потенциальных пищевых аллергенов. Hanson и соавт.
[96] отмечают, что в ряде случаев находящиеся на грудном вскармливании дети страдают коликами, если мать потребляет коровье молоко; авторы обнаружили, что колики развиваются, как правило, только в тех случаях, когда в грудном молоке отсутствуют IgA антитела к белкам коровьего молока.Лактоферрин. Лактоферрин, связанный с железом белок молочной сыворотки, ингибирует рост бактерий Е. coli, особенно в присутствии антител [88, 97], и подавляет рост Streptococcus mutans. Vibrio cholerae [98] и С. albicans [99]. Механизм действия лактоферрина видимо связан с его способностью связывать железо; уменьшение в среде ионов железа препятствует росту микроорганизмов [100].Концентрация лактоферрина в грудном молоке колеблется от 150 до 700 мг в 100 мл, причем в молозиве она выше, чем в молоке [64, 101, 102]. Содержание этого белка в коровьем молоке очень низкое (менее 0,2 мг/ 100 мл), а в патентованных смесях лактоферрин находится в неактивной форме.
В опытах in vitro насыщение лактоферрина железом приводит к ингибированию его антимикробного действия; вместе с тем потребление добавочного количества железа во время лактации не меняет бактерицидного действия лактоферрина грудного молока и не влияет на степень его насыщения железом [64]. Представляется интересным выяснить, влияет ли дополнительно принятое ребенком железо на кишечную флору и антибактериальную активность лактоферрина in vivo.Лизоцим. Лизоцим (мурамидаза) является ферментом, разрушающим стенку микроорганизмов, главным образом Е. coli и грамположительных бактерий. Его концентрация в грудном молоке значительно выше, чем в коровьем, и, кроме того, в грудном молоке он находится в более устойчивой форме [68, 76, 102, 103].Лактопероксидаза. Система лактопероксидазы включает фермент лактопероксидазу, тиоцианат и пероксид; эта система действует против различных бактерий, таких, как стрептококки, синегнойная палочка, Е. coli и S. tiphimurium [104, 105]. Активность этого фермента, однако, в грудном молоке значительно ниже, чем в коровьем или в слюне ребенка [104].