Ревматический полиартрит

Тенденция к стойкой фиксации воспалительных изменений в отдельных суставах при отсутствии лихорадочной реакции и достаточно высоких лабораторных показателях несвойственна ревматизму. Вместе с тем имеются указания на возможность возникновения на фоне достоверных ревматических пороков сердца стойких деформаций пястно-фаланговых и других, преимущественно мелких, суставов (так называемый хронический постревматический артрит французских и английских авторов, описанный впервые Jaccoud в 1869 г.). Ряд особенностей такого деформирующего артрита, суммированных Boyle и Buchanan (1971), позволил авторам выделять его как особую форму хронического артрита. К этим особенностям относятся: поражение мелких суставов кистей и стоп; характерная деформация — четкая ульнарная девиация 4 пальцев кистей и более слабая остальных в сочетании со сгибанием в пястно-фаланговых суставах и крайним разгибанием в дистальных межфаланговых суставах; отсутствие болей и функциональных нарушений; периартикулярный тип фиброза; эрозивные изменения — редкие, но если развиваются, то только в головках пястных костей; ревматоидный фактор не выявляется, и СОЭ всегда нормальная.

Эта патология при современном леченном ревматизме крайне редка, чаще встречаются сочетания ревматизма и ревматоидного артрита. По данным А. И. Нестерова (1973), А. В. Орлова-Морозова (1970), в таких случаях присоединение одного заболевания к другому в любой последовательности сопровождается ослаблением активности и прогрессирования первичного и относительно благоприятным течением присоединившегося заболевания.В диагностике ревматического полиартрита могут встретиться существенные дифференциально-диагностические затруднения.

Нозологическая идентификация суставного синдрома при некоторых инфекциях (септический, гонорейный, брюшнотифозный, бруцеллезный, коревой и другие формы артрита), злокачественных новообразованиях, системной красной волчанке, системной склеродермии, как правило, несложна вследствие обычно манифестного характера симптомов основного заболевания или значительных отличий самой клинической картины поражения суставов. Большие трудности возникают при дифференциальной диагностике первичного ревматического полиартрита от инфекционно-аллергического, некоторых вариантов дебюта ревматоидного полиартрита, артрита при геморрагическом васкулите и сывороточной болезни, палиндромного ревматизма Хенча, полиартрита при саркоидозе и др.Острые варианты инфекционно-аллергического полиартрита, нозологическая особенность которого обосновывается в монографиях А. И. Нестерова (1973), И. И. Исакова и И. И. Заболотных (1973), по своим клиническим проявлениям, характерной связи начала и обострений заболевания со стрептококковой инфекцией порой неотличимы от ревматизма.

По мнению Е. М. Тареева (1973), в таких случаях речь идет об облегченном боткинском варианте ревматизма с преимущественным суставным синдромом, своего рода «неполном ревматизме». Дифференциальная диагностика основывается на отсутствии свойственных ревматизму симптомов воспалительного поражения сердца, внутренних органов и кожи, несмотря на рецидивирующий характер полиартрита.

Дифференциальная диагностика ревматического и ревматоидного артрита становится необходимой в тех сравнительно нечастых случаях, когда дебют последнего проявляется в виде острого, поначалу мигрирующего полиартрита с вовлечением крупных суставов. Обычно, однако, через 2—3 недели и у этих больных обнаруживается стойкая фиксация воспалительных изменений в одном или нескольких сочленениях. Лимфаденопатия, спленомегалия, поражение мелких суставов кистей, стоп, позвоночника, нижнечелюстных, грудино-ключичных сочленений, симптом утренней скованности, исчезновение лихорадки при наличии артрита и высоких показателей лабораторной активности также больше свойственны ревматоидному артриту уже в его дебюте, до появления ревматоидного фактора и характерных рентгенологических симптомов.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10