У изголовья больного: лечить не только тело — но и душу
Вспоминается образная оценка значения визита врача к тяжелому больному, услышанная в клинике, которой заведует известный профессор X. Э. Гаджиев. Как-то после обхода врачи собрались в кабинете профессора.— С чем можно сравнить радость этих людей?
— обратился он к ним, указывая на картину И. К. Айвазовского «После бури».На картине были изображены бушующее море и обломок корабля с уцепившимися за него людьми, которые со страхом, тревогой и надеждой глядели на появившееся на горизонте судно.Врачи молчали, понимая, что речь идет не о простой интерпретации сюжета картины. Тогда профессор сказал:— Их радость, их надежды и чувства можно соизмерить с тем, что переживает каждый тяжелобольной человек, когда к его постели приближается врач.Пребывание врача у постели больного, встреча его с больным в поликлинике, амбулатории, на вызове в домашних условиях и в других ситуациях — один из сложных и важных моментов искусства врачевания.
От того, как врач выслушает жалобы, как спросит, как посмотрит, какое уделит внимание, во многом зависит дальнейшее состояние больного.Что значат для больного взаимоотношения с медицинскими работниками, врач усваивает еще со студенческой скамьи. Во время учебы он несет дежурства в больнице.
Обычно студентам удаются коммуникации с больными и отношения складываются самые сердечные. Но однажды на одном из очередных дежурств у студента возник конфликт с больной, которая требовала сделать ей инъекцию лекарства, не назначенного в истории болезни. Студенту не удалось убедить больную в неправомерности ее просьбы, и она нагрубила ему.Утром, как обычно, этот студент подошел к ней для инъекции назначенного врачом лекарства.
Когда он вколол иглу, больная воскликнула:— Что вы делаете! Решили отомстить мне?Студент был шокирован: он и думать забыл о случившемся вечером, и у него, конечно, и в мыслях не было ничего подобного. За время пребывания в больнице этот же студент сделал ей не менее сотни инъекций, и всегда она только с похвалой отзывалась о его умении.
А тут на тебе!Придя в себя, студент постарался спокойно объяснить, что она глубоко ошибается и попросту оскорбляет его. Однако больная была убеждена, что он специально, в отместку за ее грубость, сделал болезненный укол. Должно быть, инъекция действительно сопровождалась значительной болевой реакцией. Вечерний конфликт создал у больной атмосферу готовности к боли, выключил механизмы, обычно снижающие болевую реакцию. В результате порог болевой чувствительности резко снизился, что и послужило основанием для необычной реакции на укол. Боль была, но она обусловливалась не плохим уколом, а готовностью организма к этой боли. Психоэмоциональная сфера сама как бы «организовала» эту боль.Практика показывает, что во время встречи с врачом больной всегда явно или тайно наблюдает за ним, изучает его жесты, выражение лица и делает свои выводы.
Незаинтересованность, равнодушие по отношению к больному несовместимы с врачебной профессией. Спешка, даже нетерпеливый или небрежный жест врача — и настроение больного испорчено надолго, а в состоянии его наступает ухудшение.Общение врача с больным есть своеобразный ритуал, и здесь должны быть соблюдены все элементы этикета.