Стимулирующие вещества

Многие врачи отмечали, что в удачных случаях пересадки не только остается прозрачным сам кусочек роговицы, пересаженный против зрачка, но начинает просветляться и оставшаяся часть бельма.Это само по себе непонятное явление не остановило ничьего внимания.Филатову же стало ясно, что биогенные вещества не ограничиваются пределами пересаженного кусочка роговицы.

Они выходят за его границы. Они проникают в соседние клетки, в клетки остатков бельма, и тоже как бы подстегивают их к борьбе с элементами помутнения.Филатов это превосходно объяснил.

Но вместе с тем он увидел, что такое явление открывает ему еще одно не только чрезвычайно интересное, но и очень важное обстоятельство: силу активности биогенных стимуляторов.Особенно поучительна была операция, произведенная ослепшему железнодорожнику. Больной поступил с полной потерей зрения после воспаления на обоих глазах.

На каждом глазу у него находилось по бельму.Профессор Филатов сделал ему сначала пересадку роговицы на правый глаз.Пока меняли перевязки, время шло день за днем. Наконец повязки были сняты и можно было приступить к операции на втором глазу.

И вдруг обнаружилось странное явление: на втором глазу вместо довольно густого непроницаемого бельма виднелось слегка мутноватое пятнышко. Бельмо второго глаза само по себе почти совсем просветлело.

Его роговица не нуждалась уже ни в какой пересадке.Потом такие случаи наблюдались нередко, но в первый раз это вызвало изумление.

Изумил не только сам факт, изумила сила биогенных стимуляторов.В самом деле, каков был размер пересаженного на правый глаз кусочка роговицы? Большой?

Нет, очень маленький. Весил он одну пятую грамма, а величиной был примерно с половину ногтя мизинца.Но даже этого ничтожного количества стимуляторов было достаточно, чтобы, действуя через центральную нервную систему, энергично пробудить в клетках мутной роговицы второго глаза силы рассасывания.

Такой оказалась активность этих биогенных веществ. И Филатов сделал из этого свой вывод — очень широкий вывод.

Считалось, что задача пересадки сводится лишь к тому, чтобы одной тканью заменить другую. На место куска негодной, испорченной ткани или на место отсутствующей ткани помещают кусок нормальной.

И обязанность этого нового куска только одна: исполнять функции прежнего.Перед Филатовым обнаружилось новое качество пересадок.

Пересаженная роговица не только была материалом для замены помутневшей роговицы. Она еще и лечила болезненный процесс, развертывавшийся, например, у больного железнодорожника совсем не на месте пересадки, то есть в правом глазу, а вне его — в левом глазу.

Разумеется, всё это понять можно только в том случае, если иметь в виду участие здесь каких-то элементов, связывающих самые различные участки организма. Существуют ли в действительности такие элементы? Да, существуют.

Это, как мы уже сказали, — нервная система. Введенные в организм биогенные стимуляторы действуют, конечно, прежде всего на воспринимающие элементы нервной системы и в дальнейшем на центры больших полушарий головного мозга, которые стимулируют жизненные процессы в организме, а следовательно, и процессы в роговой оболочке.Теперь вернемся к выводу, сделанному профессором Филатовым.

Вывод заключался в следующем: роговица обладает не только замещающим свойством, но и лечебным.Это был вывод огромного значения.

Удаление бельма силой биогенных стимуляторов, поступающих из отдаленного источника, означало открытие нового метода лечения болезней, или, как говорят врачи, нового метода терапии. Герой Социалистического Труда, действительный член Академии медицинских наук СССР В. П. Филатов.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10