Радиация, фенолы и человек
Наиболее точным мерилом противолучевой эффективности того или иного химического соединения является ФУД (фактор уменьшения дозы). Этот показатель можно рассчитывать, если разделить дозу ионизирующей радиации, вызывающую гибель 50% животных в условиях защиты данным препаратом, на дозу, вызывающую гибель 50%контрольных, незащищенных животных. ФУД натрийгаллата, по нашим данным, оказался равен 1,15—1,16. Это немного. Другие радиозащитные препараты значительно более эффективны. Но соли галловой кислоты, да и другие растительные фенольные соединения (катехины, галаскорбин) имеют по крайней мере два важных преимущества перед аминотиолами и другими содержащими серу радиозащитными препаратами.
Это, во-первых, малая токсичность фенольных соединений. Если аминотиолы и другие защитные препараты (протекторы) дают максимальную противолучевую защиту в дозах едва переносимых, близких к токсическим, то дозу галловой кислоты можно увеличить в 10 раз по сравнению с защитной, не опасаясь развития токсических явлений.Второе преимущество фенольных радиопротекторов — это способность увеличивать выживаемость облученных животных при введении после облучения.
Аминотиолы, введенные после облучения, как правило, лишь ухудшают состояние облученных животных, тогда как галлаты оказываются эффективными средствами раннего лечения.Как и в случае с действием фенольных соединений на сердце, сосуды, гладкие мышцы, почки, увеличения противолучевой эффективности этих веществ можно достичь путем направленного синтеза новых препаратов на основе природных фенолов. В данном случае определенные перспективы имеет синтез препаратов более долгоживущих, более стабильных в семихинонной форме.
Такие препараты, возможно, отыщутся среди «пространственно затрудненных» фенолов.Противолучевой эффект химических соединений оценивают не только по увеличению выживаемости облученных животных, но и по другим показателям.
К числу наиболее демонстративных относится защита нуклеиновых кислот и ферментных белков от лучевого поражения. В организме облученных животных, особенно в так называемых радиочувствительных органах — костном мозге, селезенке, кишечнике, содержание ДНК и РНК падает, отражая процессы гибели части клеток и угнетения синтеза белков. Признаками начинающегося выздоровления является сначала волнообразное повышение уровня РНК, а затем и постепенное повышение количества ДНК (по мере размножения клеток).
Восстановленный галлат натрия не оказал никакого влияния на закономерные кривые изменения количества ДНК и РНК в селезенке, кишечнике и печени облученных крыс. Препарат, окислявшийся длительно (60 мин и более), в аналогичных условиях опыта существенно задерживал начало восстановления содержания нуклеиновых кислот. Это можно рассматривать как еще один показатель токсического действия хинонов. Наконец, препарат, окислявшийся всего 5—15 мин, достоверно уменьшил глубину падения уровня ДНК и особенно РНК в кишечнике и печени.
В селезенке начальное снижение ДНК и РНК не уменьшалось, но зато восстановление протекало значительно быстрее. Учитывая важнейшее значение нуклеиновых кислот в наследственном механизме клеток, в синтезе белков и других жизненных процессах, такой эффект галлата можно рассматривать как материальную основу, причину повышения выживаемости.Тот же радиозащитный препарат уменьшает проницаемость сосудисто-тканевых барьеров внутренних органов морских свинок, повышенную под влиянием радиации; уменьшает вызванную облучением реакцию коры надпочечников, мозгового вещества надпочечников; усиливает биологическую активность нервного медиатора ацетилхолина.
Все эти изменения вносят определенный вклад в суммарный противолучевой эффект фенольных соединений.Продолжающееся всестороннее изучение природных фенольных соединений растительного происхождения наряду с синтезом на их основе новых эффективных препаратов подтверждает, что и в области лечения лучевых повреждений фенольные соединения еще не сказали своего последнего слова. Так, таннино-катехиновый комплекс чая, обладающий высокой вяжущей и адсорбирующей способностью, может препятствовать всасыванию из пищеварительного тракта в кровь радиоактивного стронция и тем уменьшать дозу в организме этого опасного изотопа.
Ионол и другие фенолы находят применение и при лучевой терапии опухолей — для защиты и лечения лучевых осложнений. А некоторые фенолы, например н-нитроацетофенон, в тех же условиях используются для усиления лучевой деструкции опухоли в качестве радио-сенсибилизатора.