Почему ошибаются врачи? Есть ли у них право на ошибку?
Во врачевании противопоказаны как чрезмерная решительность, так и сверхосторожность. И то и другое может вредить здоровью больного. Следовательно, мы против врачебных ошибок и за высокое врачебное мастерство.
Но мы и против облыжного утверждения: «Врач не может ошибаться». Увы, врач может ошибаться. К врачебным ошибкам надо подходить не с окриком: «Не имеет права!
», а с вопросом: «А почему же она возникла?» Конечно, более грамотный, более образованный врач ошибается реже (при прочих равных условиях). Совершенствование медицинских знаний врача — вот главное, на что надо направить усилия педагогов медвузов.
Вот некоторые данные на этот счет, взятые нами из книги Л. В. Наумова «Легко ли стать врачом?» (1983) и статьи А. Шевелева «Пятна на белом халате» (Юность, 1986, №6). Вначале несколько цифр.Сколько лет, по-вашему, учится студент в медицинском институте?
Шесть? Как бы не так.Из официальных шести лет один учебный год студенты многих медвузов проводят на сельскохозяйственных работах, хотя учащихся первого и шестого курсов не разрешается там использовать.Было подсчитано, что на собственно медицину, физику, химию, биологию остается 4,5. года; если же исключить из этого подсчета шестой курс (субординатуру), то только 3,5 года. На клинические дисциплины, включая терапию, приходится 1296 часов, то есть меньше одного учебного года. На всю урологию приходится только 36 часов — шесть учебных дней; на рентгенологию и медицинскую радиологию —74 часа!По официальному расписанию, преподавание терапии с третьего по пятый курс включительно составляет 8,8% учебного времени, то есть всего 16 недель.
«Это меньше четырехмесячных курсов по терапии, растянутых к тому же на три года,— пишет Л. В. Наумов в своей книге.— Курсы кройки и шитья, не говоря уже о курсах шоферов-любителей, и то проводятся дольше, основательнее и с гораздо большим упором на рукодействие».Добиться всеобщей компьютерной грамотности населения — такова задача, поставленная партией на современном этапе.
Как же решает эту задачу высшая медицинская школа, готовящая уже сейчас врача XXI века? Практически никак! Студентов не обучают работе с дисплеями, основам программирования. Нет для этого ни приборов, ни кадров, ни действенного желания!
С конца 1985 года преподавателей начали обучать основам компьютеризации и программирования, но делается это непродуманно. Возвратившись с факультета повышения квалификации, преподаватель не находит у себя в институте соответствующих приборов и забывает новые знания, не подкрепленные практикой.