Патогенез и клиника нарушений функций уха
Патогенез тугоухости или глухоты при тупой травме черепа сложен. В общем травматическом комплексе по-разному могут быть представлены элементы перелома и повреждений уха, их локализация, вазомоторные нарушения общего и местного характера, а также лимфокинетические изменения в лабиринте. В связи с этим и клиника травмы уха бывает многообразной.
Это относится не только к непосредственным нарушениям, но еще в большей мере к отдаленным последствиям травмы. Поражение кохлеарной и вестибулярной функции или одной из них бывает односторонним или двусторонним.
Отчасти это зависит от места приложения и энергии удара. Поперечный перелом обоих лабиринтов с полной глухотой и выпадением вестибулярной функции представляет собой крайнее выражение диффузной травмы. Близким к нему является резкое понижение слуха на оба уха при наличии или отсутствии переломов лабиринта.
Часто бывает понижение на оба уха восприятия высоких звуков в разной или одинаковой степени; реже — двустороннее резкое понижение слуха.При поперечном переломе пирамиды обычно в ранней стадии наряду с глухотой на стороне перелома отмечается значительное понижение слуха на другое ухо. В дальнейшем стабильной остается глухота на одно ухо, слух на другое ухо восстанавливается или остается небольшое понижение.
Вместе с тем опубликовано в литературе много наблюдений, когда в ранней стадии после травмы имелось понижение слуха на одно ухо, а в поздней — появлялось понижение и на другое. Отмечают также прогрессирование тугоухости.Из 108 больных с односторонним продольным переломом пирамиды у 89 человек с понижением слуха только на одноименной стороне в дальнейшем у 59 человек понизился слух на второе ухо. Нарушения вестибулярной функции — декомпенсация (спонтанный нистагм, головокружения, рвота) — бывает в ранней стадии после травмы преимущественно при поперечном или нередко и при косом переломе.
Эти нарушения наблюдаются обычно при пребывании больных в хирургическом или нейрохирургическом стационаре, и то после выхода больного из шокового состояния (Grove).Ранняя стадия после травмы черепа является с точки зрения диагностики и лечения нейрохирургической, а поздняя — часто является преимущественно или исключительно отоневрологической. В нейрохирургической стадии задача сводится к спасению жизни больного, в отоневрологической — к оценке инвалидности, трудоустройства и возможного специального лечения или слухопротезирования.
Как уже указывалось, отоневрологическая симптоматика весьма лабильна и нередко полностью обратима, но наряду с этим она бывает и стабильной с самого начала травмы.В изложении клиники мы будем придерживаться отдельных стадий посттравматического процесса.
Различают раннюю стадию — первые два месяца после травмы; среднюю — от 2 до 6 месяцев; позднюю — более 6 месяцев после травмы; некоторые авторы предлагают еще выделить отдаленную стадию.В опубликованных солидных монографиях и статьях о травмах черепа почти нет данных о динамике клинических симптомов у одних и тех же больных.
Обычно речь идет о сравнении клинической картины у разных больных, обследованных через различные периоды после травмы. И таким образом деление на стадии является условным и схематичным.
Тем не менее имеющийся в литературе большой клинический материал дает достаточно полное представление о кохлео-вестибулярных нарушениях в ранний период после травмы и о характере и сущности отдаленных последствий.Наиболее частые симптомы — шум в ушах, понижение слуха, головокружение — бывают как в ранний, так и в отдаленный период после травмы. Жалобы на шум в одном или обоих ушах бывают у 35—50% травмированных, чаще в раннем периоде.
По описанию больных характер шума разнообразный, у небольшой части больных бывает звон в ушах, тональность которого сравнительно легко определяется при аудиометрии (1000—4000 Гц). Жалобы на головокружение обычно расплывчаты, лишь у небольшой части больных они типичны для лабиринтного. Лабиринтное головокружение в сопровождении нистагма, а чаще без него, встречается в первые месяцы (1—2) после травмы.
В более поздние сроки такое головокружение бывает редко. Частота жалоб на головокружение убывает с удлинением посттравматического периода. Головокружения уже мало беспокоят больных, они, по описанию больных, не имеют периферического характера, частота жалоб на шум мало меняется.
Примерно у трети больных шум бывает и в отдаленные периоды после травмы. Сочетание шума и головокружения бывает лишь у части больных.