От заболевания почек к выздоровлению
Гломерулонефрит — это большое испытание терпения. Постельный режим предписывают на период активного процесса даже при легком течении. Но и потом, практически всю жизнь, приходится щадить себя, оберегать от физических и нервных перегрузок, стараться полежать днем час-два при малейшей возможности и всячески избегать охлаждения, особенно, когда погода слякотная, большая влажность.
Пища должна быть несоленой. Если нет отеков и цифры артериального давления не так уж высоки, разрешают 5—7 граммов соли в день. Отеки и выраженная гипертония заставляют снизить предел до 2—3 граммов.
Чтобы еда казалась вкуснее, можно употреблять горчицу, перец, уксус и другие приправы. Набор продуктов — вполне разнообразный, но, понятно, без солений, соленой гастрономии.
Долю белка начинают уменьшать при большом стаже гломерулонефрита, после неоднократных и длительных периодов его активности, когда уже снижается функция почек.Категорическое «нет!» должно быть сказано курению и употреблению крепких алкогольных напитков. Совершенно необходимо систематическое врачебное наблюдение — чтобы не запаздывало лечение.
Чем реже, короче, слабее будут периоды активности, когда образуются повреждающие нефроны иммунокомплексы, тем дальше отодвигается тот день, когда нефроны окажутся не в состоянии поддерживать свою работоспособность на сколько-нибудь удовлетворительном уровне.Виды воспалительных заболеваний почек не исчерпываются, увы, инфекционным пиелонефритом и аллергическим гломерулонефритом.
Существует пока еще и туберкулез почки. Если с хроническим гломерулонефритом пиелонефрит роднит волнообразное течение, то с туберкулезом — механизм возникновения: воспаление развивается в ответ на внедрение микробов. Правда, пиелонефрит могут вызвать интервенты многих мастей, а у туберкулеза возбудитель определенный, единственный — микобактерии, или иначе бацилла Коха (по имени первооткрывателя).
Когда кровь разносит микобактерии туберкулеза из первичного очага в легких или бронхах в разные районы организма, не минуют они и почки. В их корковом слое (в обеих) вокруг клубочков появляются мелкие очажки, которые могут, не развиваясь, просуществовать без всякого ущерба для человека всю его жизнь.
Но, как известно, защитные силы организма, держащие в узде весь населяющий его потенциально опасный микромир, не всегда в лучшей форме. В такие периоды дремлющая инфекция активизируется.
Оживившись, микобактерии туберкулеза расселяются и в мозговом слое, буквально пожирая все вокруг себя. Одна за другой в почке появляются каверны — полости, заполненные продуктами распада тканей. Многие очаги покрываются известковым панцирем, что тоже не сулит ничего хорошего.
Через лоханку туберкулезный процесс выплескивается в мочеточник и мочевой пузырь. Там на месте изъязвлений остаются рубцы, препятствующие нормальному току мочи. А это, в свою очередь… И на нефроны начал наматываться еще один пласт злоключений.
Впрочем, пробуждение туберкулезной инфекции тоже не обходится без какого-то, пусть незначительного, застоя мочи. Ведь изначально обсеменены обе почки, а жертвой распада оказывается одна, и через большой интервал времени.Туберкулез почки почти не имеет собственных клинических признаков почечного заболевания.
Он маскируется под хронический пиелонефрит, почечнокаменную болезнь, а часто и в самом деле сочетается с ними. Не дает он и такой интоксикации, как туберкулез легких. Общее состояние больного ухудшается совсем незначительно.
Между тем найти истинного виновника воспалительного процесса надо в наикратчайший срок. Ведь против микобактерии туберкулеза бессильны антибактериальные препараты общего профиля, но в почке отлично работают специфические противотуберкулезные средства.