Лечение отравления ядами змей
Аналогичные примеры приводятся и в зарубежной литературе.Комплексное лечение отравлений змеиным ядом разработано с учетом сложных механизмов патогенеза отравления и направлено на обезвреживание яда во всех звеньях патогенетической цепи. Об эффективности комплексной терапии и, в частности, рациональной дозы лечебной сыворотки, кроме приведенных примеров, свидетельствуют результаты нашей многолетней работы. На 412 случаев укуса, среди которых были отравления очень тяжелые (52), тяжелые (167), средней степени (181) и легкие (12), не было ни одного случая смерти. После применения указанного выше метода лечения ран и некрозов пребывание больных в стационаре сократилось до 3—17 дней, в среднем оно стало составлять при тяжелом отравлении 5,6 дня, при отравлении средней степени— 4,4 и при легком — 2,1 дня, в среднем — 4,4 дня (при лечении неспецифическими средствами — 16,7 дня).Важным критерием эффективности проводимого лечения являются отдаленные результаты.
По данным И. М. Ахмедова (1955), при применении 2% раствора перманганата калия осложнения наблюдались в 25% случаев, при проведении новокаиновой блокады— 9,1%, при использовании лечебной сыворотки — в 4,3% случаев, среди которых 0,5% случаев инвалидности.Различные последствия, наблюдаемые после лечения неспецифическими средствами, некоторые исследователи пытаются объяснить длительным действием яда и отмечают, что укус гадюки в отличие от укуса кобры вызывает стойкие, длящиеся годами последствия в виде гастралгических и невралгических симптомов — внезапного похудания, снижения интеллекта, периодического возникновения отеков, длительной гипостезии в области укуса, а также внезапного наступления слепоты или смерти (А. Э. Брем, 1931), ноющих болей в течение ряда лет (И. М. Ахмедов, 1955) и т. д.Исследуя архивные материалы больниц, а также состояние здоровья людей, перенесших в прошлом укусы змей и не проводивших лечения, мы выявили у них анкилозы, долго не заживающие раны, грубые рубцовые изменения на месте бывших укусов, варикозное расширение вен, тромбоэмболические осложнения и др. Причину инвалидности Stanley и Harris (1942) объясняют поражением печени, селезенки, почек, сердца и пораженных тканей с развитием межуточного фиброза, а также в результате рассасывания периваскулярной геморрагии после выхода больного из шокового или коллаптоидного состояния.По нашим данным, через 3—18 лет после лечения здоровье у всех хорошее, кроме 2 случаев осложнений (ампутация фаланги пальца руки и слоновость ноги), развившихся вследствие разрезов, перетяжек и других вредных процедур.
В литературе немало сообщений о тератогенном действии змеиного яда, а также о развитии под его влиянием импотенции и бесплодия (И. М. Ахмедов, 1953, и др.). Под действием яда V. aspis у животных на 2-й неделе беременности усиливается аномалия развития черепа, центральной нервной системы, сердца, конечностей и других органов плода (Clavert, Gabriel-Robez, 1974), а под действием яда гюрзы наблюдаются выраженные морфо — и гистохимические изменения в семенниках, особенно в соединительнотканной структуре, а также в половых железах, надпочечниках, гипофизе и щитовидной железе, сопровождающиеся резким подавлением функций этих органов (Н. К. Кадыров, 1973). Мы не наблюдали никаких последствий у своих больных, свидетельством чему являются приведенные нами примеры (женщина с 5-месячной беременностью, родившая после лечения нормального ребенка; мужчина, укушенный в мошонку, сохранивший способность к воспроизводству потомства, и др.).