Эвакуация и лечение раненых и больных
Таким образом, и в Калуге происходила сортировка прибывающих раненых и больных по тяжести ранения и f заболевания и распределение их по госпиталям.Калужский госпиталь размещался в крупных общественных зданиях (дом присутственных мест, казармы, часть здания гимназии, городской общественный дом, бывший воспитательный дом), а в октябре месяце после Тарутинского и Малоярославского сражений было занято 605 частных домов в Калуге и много изб в ближайших селениях. Число больных и раненых в Калуге доходило до 11 000 человек, а в Козельске до 6 000 человек. Чтобы разместить, в частности, в Козельске такое большое число раненых, под госпитали были использованы полотнянопарусная фабрика, частные дома и избы соседних селений.
О характере движения раненых и больных можно судить по ведомости Козельского военно-временного госпиталя:Ведомость о больных нижних воинских чинах Козельского военно-временного госпиталя с 5 по 24 октября 1812 г.1Из этого документа видно, что на протяжении: 19 дней в госпиталь прибыло около 4500 раненых и больных, причем в день прибывало от 32 до 1361 человека.. Всего в эти дни. в Козельском госпитале находилось 7470 человек, из которых за указанный период выздоровело 2032 человека, умерло 593 (8%). Для обслуживания большого числа больных в эти дни было всего четыре лекаря, из них два уездных.
Лечебными учреждениями Калужской, Тульской и Орловской губерний ведал штаб-доктор Вицман. Он доносил, что в его госпиталях умирало 9,5% раненых. В Орловских госпиталях одно время отмечалась значительная смертность, и о неблагополучии в них было доложено царю. Из 3500 человек больных и раненых Орловского госпиталя умерло 598—17%. Из 17 508 больных и раненых группы госпиталей, подчиненной Вицману, умерло 2504—15,3%. Причиной повышенной смертности было признано плохое питание, скученное размещение, недостаток медикаментов и другие отрицательные стороны бытового обслуживания раненых и больных.
Генерал-кригс-комиссар, ответственный за размещение и питание больных, за снабжение всем необходимым госпиталей, получил замечание, но других мер, которые могли бы оказать действенную помощь раненым и больным, правительство не приняло.В середине октября 1812 г. была налажена работа главных военно-временных госпиталей и во многих других губернских и уездных городах.
Из них возвращались в армию тысячи выздоровевших.2Перед самым переходом армии в контрнаступление Кутузов отдал распоряжение о немедленном направлении в свои полки всех раненых офицеров и нижних чинов по их выздоровлении в госпиталях.Во время контрнаступления русской армии положение раненых и больных солдат значительно улучшилось: отпала необходимость эвакуировать их на далекие расстояния, как было в период отступления.
Госпитали организовывались по пути движения армии, и это намного облегчало транспортировку и лечение. Зато большие трудности стал переживать интендантский аппарат.
Почти через день надо было создавать новый госпиталь, чтобы принимать больных и раненых, а свободных людей для этой цели интендантская служба не имела. Генерал-интендант Канкрин писал:«Когда начали преследовать неприятеля, часть госпитальная была самая печальная и вместе затруднительная. При жестоких морозах, сами едва живые, должны были почти через день учреждать госпитали в разоренных местах, будучи лишены всех способов».3Население оказывало весьма большую помощь медицинской службе. В местах организации госпиталей много сельских домов было представлено для размещения раненых и больных, за которыми самоотверженно ухаживало население.
Следует отметить, 4то и по дальнейшему пути следования армии некоторые больные оставались на попечении местного населения, и здесь пострадавшие также получали медицинскую помощь, хотя врачей в сельских местностях не было.Помощь раненым и больным оказывали священники, многие из которых, как говорилось ранее, были подготовлены в медицинском отношении благодаря прослушанному в семинарии курсу «первых начал врачебной науки».Тяжелое положение с недостатком врачей было характерно не только для села, а и для всех тыловых городов и медицинских учреждений.* * *1. Ассонов В. И. В тылу армии.
Калужская губерния в 1812 г. Калуга, 19122. Щукин П. И. Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г. М., 1897,. стр. 239, 244.3. «Отчет за войну 1812—1815 гг.» Варшава, 1815.