Эвакуация и лечение раненых и больных

При оценке состояния госпиталей были применены критерии мирного времени: работа военно-временных и постоянных госпиталей сравнивалась с работой постоянных военных госпиталей в мирное время. С этим согласиться, конечно, нельзя. Несколько отличное состояние многочисленных госпиталей военного времени вполне объяснимо, хотя казнокрадство и произвол тоже имели место.

Необходимо учесть переполнение некоторых госпиталей больными и ранеными в отдельные периоды, скученность, недостаток медицинского персонала, имевшиеся перебои в снабжении.1 Смертность раненых и больных неизбежно намного увеличивалась в связи с тяжелыми условиями эвакуации на огромные расстояния в телегах, да к тому же по совершенно неустроенным дорогам.Весьма выразительным примером может служить перевозка с поля боя даже такого героя Бородина, как генерал Багратион.

Течение его болезни описано Я. И. Говоровым. Он был первым врачом, который в день ранения Багратиона, 26 августа 1812 г., осмотрел, исследовал и перевязал его рану. При этом Говоров нашел, что рана «сопряжена была с повреждением берцовой кости», но перелом кости, по его мнению, был «несовершенным». Однако тяжелые условия эвакуации способствовали переводу неполных переломов в полные.

Лубки, «аппараты к перевязке переломов», не были тем средством, которые создавали бы совершенную иммобилизацию конечности. Гипсовая повязка, введенная в боевых условиях впервые Н. И. Пироговым, еще не была известна.

Генерал Багратион был эвакуирован в карете, его сопровождали до Москвы главный медик 2-й Западной армии Гангард и доктор медицины Я. И. Говоров (специально был вызван из полка, как только Багратион выехал из Можайска), а от Москвы еще и профессор Гильденбрант-старший, один из лучших хирургов того времени.По прибытии в село Симу Владимирской губернии 8 сентября Багратиону была сделана операция (расширение раны), на которую раньше, до прибытия на место, он не соглашался.

Также категорически он отказался от ампутации, предложенной ему 3 сентября, считая, что без ноги он для армии и России будет бесполезен.При операции выяснилось, что имеет место «совершенный перелом и раздробление берцовой кости, которой острые и неровные концы, вместе с черепом бедра, глубоко вонзившиеся в мясистые части, неоспоримо, причиняли во все время болезни жестокую и нестерпимую боль… Гнойной и вонючей материи, с примесью некоторых инородных тел, волокон сукна и холстины, вышло из раны чрезвычайное количество, и рана представилась на взгляд весьма глубокою, с повреждением важных кровеносных сосудов и чувствительных нервов».2 П. И. Багратион умер.Несомненно, что если даже Багратиона не смогли спасти, то еще более печальным было положение многих тяжелораненых рядовых воинов, условия транспортировки которых были во много раз хуже.Поэтому очень большое значение придавалось перевязочным пунктам. От их работы, оперативности, квалифицированности медицинского персонала во многом зависела судьба раненых.

При этом решающая роль отводилась первой перевязке — «.. .от ускоренной перевязки зависит легкость, скорость и безопасность лечения раненых.

В лощинах, закрытых от ядер и пуль, назначаются места для перевязки, где все готово для совершения ампутации, для вырезывания пуль, для соединения переломленных членов, для вправления вывихов и для простых перевязок».3При первой перевязке требовалось обязательно производить расширение раны «для того, дабы переменить свойство оной и дать ей вид свежей и кровавой раны». Расширение раны считалось особенно необходимым в случаях ранений той части конечности, которая богата мускулами.«Раны членов, из многих мускулов состоящих и крепкою сухожильною перепонкою облеченной, непременно должны быть расширены, что разумеется о пострелинах Ляжки, икры и плеча. Разрезы вовсе не нужны и бесполезны в местах, по большей части из костей состоящих и в коих весьма мало имеется мышечного существа. Под сими местами разуметь должно голову, грудь, руку (исключая ладонь), ногу, нижнюю часть икры и сочленные составы».4* * *1. «Отечественная война 1812 г. и русское общество». СПб., 1912, т. III,2. Я. И. Говоров.

Последние дни жизни князя Петра Ивановича Багратиона. СПб., 1815.3. И. И. Энегольм. Карманная книга по военной гигиене, или замечания о сохранении здоровья русских солдат.

СПб., 1813.4. Л. Я. Нагумович. Руководство к лечению огнестрельных ран. 1822, стр. 21, 22.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10