Ошибки в организации отделений терапевтической стоматологии

Одной из главных ошибок, допускаемых в отделениях терапевтической стоматологии, является плохая асептика. Если в хирургических отделениях асептика соблюдается в обязательном порядке, то в терапевтических это делается не всегда. А ведь в отделениях терапевтической стоматологии проводятся очень тонкие манипуляции на пульпе, в каналах корня, делаются инъекции, которые требуют строжайшего соблюдения асептики.

Причиной ошибок является прежде всего несоблюдение гигиенических правил: грубое нарушение в комплектовании одежды врачей, медицинских сестер, санитарок, распущенные волосы, работа без шапочек, без сменной обуви. В кабинетах нередко при этом находятся сумки, портфели. В подобных условиях после лечения пульпитов, периодонтитов могут возникать осложнения, вплоть до флегмон, сепсиса.

Предпосылкой к организационным ошибкам являются неправильные взаимоотношения медицинского персонала между собой и с больными.Несоблюдение основных правил деонтологии — учения о принципах поведения медицинского персонала, создает предпосылки к возникновению медицинских ошибок.

Больной отметил, что врач не вымыл руки и стал его осматривать; не обращая внимания на больного, врач стал разговаривать с персоналом на постороннюю тему, тем самым проявляя небрежность, а все манипуляции провел поспешно. У больного складывается неблагоприятное мнение о медицинском учреждении.

Конфликт налицо. Больной перестает доверять врачу. Утеряно взаимопонимание между врачом и больным.

Не наступает контакта — самого главного фактора в лечении, а все это влечет за собой целый ряд ошибок. Не найдя контакта с больным, врач недостаточно уделяет внимания сбору анамнеза, проведению обследования, неправильно устанавливает диагноз, а значит, и неправильно лечит.

Указанные ошибки нам неоднократно приходилось разбирать. Суетливость, поспешность в работе неоднократно приводили к нарушению последовательности в методике лечения, оставлению инородных тел в каналах зуба после поломки инструментов (игл в канале).

Нам неоднократно приходилось разбирать конфликты между врачом и больным. Однажды врач, проделав очень быстро все манипуляции в полости зуба, забыл предупредить больного, что ему нужно обязательно прийти на 2-й день. Через 2 дня у больного развилось осложнение. Пациент заявил, что это произошло потому, что врач так спешил, «как будто бы опаздывал на поезд», и не довел лечение до конца.

Всегда нужно помнись о том, что больные, находясь в кабинетах, внимательно наблюдают за врачом, за его манипуляциями, слышат, о чем он говорит с персоналом. Иногда одно неосторожное слово может привести к неприятным последствиям.

Однажды во время разбора рентгенограммы врач при больном сказал другому врачу, что на снимке больного зуба определяется какое-то разрежение кости. Затем, проведя необходимое лечение каналов, удалось запломбировать все три канала зуба и зуб был вылечен. Однако больной потом приходил несколько раз к врачу и спрашивал, в каком состоянии находится разрежение в кости, хотя зуб не болел.

Излишние разговоры при больном приводят и к большим неприятностям. Например, врач при больной сказал, что он будет лечить зуб по методу, который хотя и дает больше осложнений, но проще и менее болезнен. Примененный метод в данном случае оказался эффективным, но больная обвинила врача в том, что он проводил над ней эксперимент.

Врач совершает ошибку в тех случаях, когда недружелюбно отзывается о враче, который до него лечил этого же больного. Мнительные больные просят «перелечить» зуб, исправить ошибки, якобы допущенные врачом, у которого они лечились раньше. При этом повторное вмешательство на зубе нередко действительно заканчивается ошибками.