Как биоклиматологи оценивают погоду зимнего сезона
Как уже было сказано выше, наибольшие трудности возникают при оценке состояния человека в зимний период, особенно в районах с очень холодными (суровыми) погодными условиями в эту пору года. Существует множество коэффициентов, индексов и показателей холодового (как говорят ученые) воздействия погоды на человека. По ним делаются расчеты и составляются карты.Так, С. А. Ракита и М. В. Климович (1974) произвели биоклиматическое районирование северных частей СССР для целей градостроительства.
Оно построено с учетом «потенциала охлаждения», равного отклонению погодных условий холодного времени года от комфортных, за которые принята погода с температурой воздуха 20° при штиле и относительной влажности воздуха 50%. Авторами учитывалась и междусуточная амплитуда атмосферного давления (за резкое падение или подъем его принималась разница 15—20 мб за сутки).Дополнительным критерием оценки служила разница между существующими в холодный период года в северных районах освещенностью и ультрафиолетовой радиацией и теми дозами этих элементов, которые физиологами считаются достаточными для человека. Принят во внимание и коэффициент дискомфортности климата(Кд), полученный по частоте встречаемости дней с температурой воздуха ниже —30°, а также повторяемость штормовых ветров и ливневых осадков.
Для суровых зимних условий северо-востока СССР Н. К. Клюкиным (1960) в соответствии с нормами труда сделаны карты числа нерабочих по условиям погоды дней и тех, в которые требуются после каждого часа работы на открытом воздухе 10- и 15- минутные перерывы для обогрева в закрытом отапливаемом помещении. Критерием для составления этих карт служил «индекс суровости» погоды, вычисленный по шкале Г. Бодмана, («индекс суровости» погоды определяется по температуре воздуха и скорости ветра). Автор разработал и применил свою шкалу в 1910 г., обобщая научные исследования Шведской экспедиции к Южному полюсу 1901 — 1903 гг. В 1958 г. по этой же методике И. В. Назарова провела районирование севера европейской территории СССР, а также Западной Сибири.
Из житейского опыта каждый знает, что теплоизоляционные свойства зимней одежды сильно уменьшаются при усилении ветра. Еще значительнее бывает воздействие холода на незащищенные одеждой части тела (лицо, шею, руки). Так, при температуре —18° и штиле ощущение мороза вполне переносимо. Но при этой же температуре и сильном ветре создаются условия, невыносимые для незакрытого лица. Вредное влияние ветра зимой, но мнению гигиенистов, кроме охлаждения проявляется в затруднении дыхания и в механическом давлении на поверхность тела человека.
Кроме того, ветер снижает теплоизоляционные свойства одежды, нарушая инертность находящегося в ней воздуха.При всей научной ценности и большой практической значимости картам по районированию типов жилищ, градостроительству и суровости зимних погодных условий не хватает физиологического обоснования принятых критериев, которые выбираются в общем довольно произвольно, а поэтому-то и дают значительно различающиеся результаты (например, С. А. Ракита, М. В. Климович (1974) за резкое падение и подъем атмосферного давления принимают 15—20 мб за сутки, а в биоклиматической работе Н. С. Темниковой (1977) за таковые с объяснением обоснования принята величина 8 мб за сутки).
И. М. Осокин (1968) сделал попытку улучшить широко известный «индекс суровости» Г. Бодмана. В коэффициент И. М. Осокина, которым он определяет степень суровости зимней погоды, кроме температуры и скорости ветра входят зависимость холодового воздействия на человека от влажности воздуха, суточной амплитуды температуры, солнечной радиации и высоты места над уровнем моря. Автор зимнюю погоду оценивает в баллах. По его расчетам, на территории СССР выделяются районы с зимой:1) мягкой (меньше 1 балла);2) малосуровой (1—2 балла);3) умеренно суровой (2,1—3 балла);4) суровой (3,1—4 балла);5) очень суровой (4,1—5 баллов);6) жестко-суровой (5,1—7 баллов);7) крайне суровой (больше 7 баллов).