Память — чудесное свойство мозга

До сих пор считалось, что память — это дар природы. Теперь уже недалеко то время, когда в аптеке можно будет купить и «таблетки памяти».Поводом для таких надежд послужили опыты с рипсус планариями, иначе говоря, с простейшими ленточными червями.

Планарию научили простой вещи — двигаться по команде света. Аквариум просвечивали лучом света и, если червячок не начинал двигаться, то получал легкий удар электротоком.

После нескольких таких угроз планария запомнила, что при свете надо начинать двигаться. Но если запоминание связано с образованием в мозгу некоего «субстрата памяти», то значит, его можно ввести в мозг другого существа, решили ученые.

С этой целью обученную планарию скормили другой, необученной, рассчитывая таким образом передать ей вещество памяти обученной планарии. Результаты не заставили себя долго ждать. Уже через час «необразованная» планария стала двигаться по команде светового луча. Запомнившееся передалось другому существу!

После таких опытов и впрямь подумаешь, что людоеды недаром верили, будто, съев печень своих отважных поверженных противников, станешь таким же смелым. Лектор, который впервые рассказал об опытах с ленточными червями, попросил слушателей по окончании лекции все же не съедать его, а постараться воспринять сказанное обычным путем — на слух. Это, конечно, шутка.

Ясно, что пищеварение червячка отличается от пищеварения человека и «вещество памяти» переварилось бы уже в желудке, так и не достигнув мозга.А нет ли возможности ввести «субстрат памяти» непосредственно в мозг уколом?

Опыты на белых мышах доказали, что в какой-то мере это возможно.В наш век стремительного роста знаний, чтобы создать что-то новое, человеку приходится изучать все больший и больший объем уже накопленных знаний. Авторы фантастических романов часто изображают людей будущего беспомощными существами с необычайно громадной головой, едва способными удержать вдвоем одно куриное яйцо… Но вряд ли такое когда-нибудь случится.

Ученые заметили, что хотя в течение последних десятилетий развитие детей и подростков убыстрилось, размеры черепа остались прежними: мозг человека развивается не быстрее, чем раньше и больше не становится.Деятельность мозга может совершенствоваться и без увеличения его размеров. Человеческий мозг таит в себе неисчерпаемые возможности, и мы до сих пор не научились максимально использовать их. К этому мы стремимся.

*Калев: «Зачем у тебя на носовом платке завязан узел?» Лембит: «Затем, чтобы я не забыл опустить в почтовый ящик мамино письмо». Калев: «Ну, и опустил?»Лембит: «Нет, мама забыла дать мне его».*Учительница: «Какие слова чаще всего употребляют школьники?

«Керсти: «Не знаю». Учительница: «Верно!»*Тынис едет в поезде.

Подходит контролер и просит показать билет. Тынис ищет, ищет, но никак не может найти. Кондуктор утешает: «Не волнуйся.

Я верю, что у тебя есть билет».Тынис: «Да нет же, я обязательно должен его найти, а то я не буду знать, на какой станции мне сходить!» *Маргус рассуждает так: «Чем больше я учу, тем больше я знаю. Чем больше я знаю, тем больше я забываю.

Чем больше я забываю, тем меньше я знаю. Чем меньше я знаю, тем меньше забываю. Чем меньше я забываю, тем больше я знаю. Так стоит ли вообще учиться?!

«