Эвакуация и лечение раненых и больных
Во втором документе Ф. В. Растопчина рассказывается, как была осуществлена эвакуация в Коломну раненых из других госпиталей. Для этой цели по его приказу было выставлено у городской заставы еще за пять дней 5000 подвод.«Более 20 000 человек успело поместиться на подводы, хотя и не без суматохи и споров; прочие последовали за ними пешком. Весь транспорт двинулся с места около 6 часов утра; но около 2000 больных и тяжелораненых остались на своих кроватях, в ожидании неприятеля и смерти. Из них, по возвращении моём, я только 300 человек застал в живых».1 Абсолютная достоверность этого свидетельства вызывает некоторые сомнения, учитывая обстоятельства, в которых проводилась эвакуация. В большинстве имеющихся источников называется цифра 6000 тяжелораненых, оставленных в Москве.
Видимо, она более близка к истине.Во всяком случае, бесспорным является тот факт, что, несмотря на поспешность, огромные трудности и тяжелейшие условия эвакуации, подавляющее большинство больных и раненых русских воинов было вывезено при оставлении Москвы. Вместе с легкоранеными из московских госпиталей всего отправлено до 40 000 человек.
Среди них было много тяжелораненых и больных. О том, как проводилась эвакуация, убедительно говорит свидетельство противника. Ординарец Наполеона писал: «…
противник отступил в таком блестящем порядке, гордым и не теряющим мужества, не оставив на дороге не только ни одного человека, но ни одной повозки, даже ни одного клочка одежды…»2Особенности эвакуации раненых по выходе из Москвы генерал-интендант Канкрин описывает так: «Проехав дорогу отступления нашего от Москвы, видны были наши колонны и обозы, перемешанные с бежавшими жителями и со множеством фур, наполненных ранеными, особливо воловых, бывших при армии….Армия должна была делать трудный переход через реку Москву при деревне Кулакове, где крутой подъем делал крайнюю препону к переправе. В сем опасном положении генерал-индендант получил решительное повеление очистить армию от больных, обратив их в Касимов и Елатьму, и делать там первоначальное устройство для госпиталей».3С большим трудом удалось оторвать обозы раненых от армии и направить на Касимов.
В значительной степени помогло этому несколько сот написанных билетов с обозначением, что раненые должны ехать через такие-то места в Касимов. Билеты были розданы старым, а также грамотным солдатам.«Этот караван, беспримерный в истории чрезвычайных событий, прибыл в Коломну на четвертые сутки. Больных переместили на суда и пустили по Оке до губернского города Рязани, где они были размещены, накормлены и пользовались хорошим уходом благодаря заботливости и деятельности профессора Лодера, которого я назначил начальником всех госпиталей. ..» 4Рязанская губерния, в связи с близостью военных действий, явилась центральным местом для эвакуации раненых и больных воинов русской армии.5 Госпитали были устроены в городах Касимове, Елатьме, Меленках, Рязани и в окружающих селениях.
Первое распоряжение рязанского губернатора о создании госпиталей было сделано 1 сентября 1812 г., а 14 сентября в Касимове здания городского, приходского и духовного училищ уже были заняты под госпитали. В них постепенно стеклось до 32 000 раненых и больных.
Особенно большие госпитали были развернуты в Касимове и Рязани.Для обслуживания раненых из всех уездов Рязанской губернии были вызваны медицинские чиновники.12 сентября 1812 г. в Рязань прибыли раненые и больные на трех баржах; все прибывшие были освидетельствованы врачами (инспектором, оператором и акушером) врачебной управы, рассортированы по тяжести ранения и заболеваемости и распределены по госпиталям. «Многие тысячи прибыли в госпиталь со страшными в грудь и в брюхо ранами, с раздробленными костями».
* * *1. Ф. В. Растопчин. 1812 г. в записках «Русская старина», 1899, XII, стр. 719 2. «Москва в ее прошлом и настоящем», Вып. 9,3. «Отчет за войну 1812—1815 гг.» Варшава, 1815,4. «Столетие военного министерства 1802—1902», т. V, ч. 1, стр. 452.5. Проходцов И. И. Рязанская губерния в 1812 г. Рязань, 1913, ч. 1.