Волюнтаристский витализм # 2

Идеи А. Шопенгауэра развивались его последователем - Э. Гартманом (1842-1906). В основе философии Гартмана лежит бессознательная воля как начало, организующее мир. Для волевого изменения мира необходимо иметь два представления: о настоящем состоянии мира и о его желаемом будущем состоянии. Представление есть содержание воли. С этой точки зрения представление (мысль) не может быть причиной явлений. Причиной может быть только воля, которая переводит представление (идею) в реальность (явление). Содержание воли, поскольку оно есть представление, может быть осознано. Сама же воля есть деятельность, стремление, порыв. По мнению Гартмана, действия воли проявляются в инстинкте животных, регенерации, гипнозе и многих других жизненных явлениях. Цель животного царства в общем заключается в повышении уровня сознательности (Гартман, 2010а).
По мнению Гартмана, вещества как самостоятельного начала не существует, и оно сводится к силе. Так, материальный мир создаётся двумя видами материализирующих сил: силой отталкивания и силой притяжения, причём на малых расстояниях заметно проявление силы отталкивания, на больших - притяжения. Сами силы непространственны и невременны, соответственно, нематериальны, но они проявляют (обнаруживают) себя в подвижных (динамических) точках, называемых «центрами силы». В процессе взаимодействия нескольких «центров сил» возникает эффект, интерпретируемый как наличие непроницаемых объёмов материи (атомов). Если при внешнем рассмотрении материализирующий фактор проявляется как сила, то при внутреннем - как воля (Лосский, 1922). Таким образом, нельзя противопоставлять материю и дух, так как они исходят из одного источника (Гартман, 20106).
Необходимость принятия витализма в биологии Гартман обосновывал недостаточностью механического объяснения жизненных явлений и невозможностью механистического объяснения целесообразности устройства и действий организмов. Вполне очевидно, что волюнтаристская философская предпосылка сказалась на трактовке витализма Гартманом. По его мнению, новый витализм должен освободиться от некоторых ошибок старого витализма. Во-первых, жизненный принцип не должен рассматриваться как особое материальное начало. Во-вторых, жизненный принцип не должен рассматриваться как обладающий сознанием, аналогичным человеческому. В-третьих, жизненный принцип не должен рассматриваться как индивидуальное, персонализированное начало. Таким образом, жизненный принцип должен быть нематериальным, бессознательным и надындивидуальным началом (Карпов, 1909а). Также, поскольку жизненный принцип является бессознательным, то его действие должно иметь характер имманентной необходимости (Карпов, 1909а). Получи большой бонус от боб казино и играй в топовом казино.
7416aced1139fc917efb5a9c6b2ccf02