Искусство это вскрытие жизненных процессов

Считая, что в искусстве существуют две тенденции: тенденция к фиксации результатов и тенденция к вскрытию жизненных процессов, Герасимов со всей решительностью выступает против ограничения «фиксацией результата». Он понимает искусство как вскрытие жизненных процессов. Это мысль верная. И автор поддерживает ее ссылкой на крупнейшие явления советского искусства. Однако, думается, что следовало бы отчетливее подчеркнуть диалектику тенденции и результата. Вспомним Гегеля, говорившего, что одно без другого не существует.



Думается, что не менее существенна и другая проблема С. Герасимова — проблема специфики, природы киноискусства, которое он неизменно понимает, как искусство, особенно «тесно связанное с жизнью народной и для которого нет границ в постижении всего многосложного современного мира».



Выясняя специфику киноискусства, Герасимов подходит к ней через сравнение кинематографа с литературой, с одной стороны, и с театром, с другой.



Кинодраматургия — род литературы, которая есть, считает Герасимов, и основа и питательная среда для кино вообще («...без литературы кинематограф как эстетический род до конца понят быть не может»).



Герасимов, как уже было сказано, убежденный поборник развернутой или романной формы кинодраматургии, где жизненный процесс отображен наиболее полно. Однако это не значит, что он поборник «дедраматизированного» кинематографа. Достоинство произведения для него определяется в первую очередь как раз тем, насколько глубоко и остро задуман и разработан конфликт, насколько оригинально п неповторимо раскрыты характеры героев, в какой степени отражены в фильме вопросы, волнующие общество.



В книге немало страниц посвящено профессии режиссера, тому, как понял ее автор на опыте собственных постановок, и в результате многолетней педагогической практики. Кинорежиссер, считает Герасимов, н похож и отличен от режиссера театрального. В отличие от театра, в кино зритель видит непосредственное и всестороннее воплощение жизни, не ограниченное сценической коробкой и «словесными поединками». В отличие от театра синтетический художественный образ в кинематографе предельно конкретен и «фактурен» — и это связано с познавательным началом, заложенным в киноискусстве.



В распоряжении кинорежиссера многокрасочная палитра изобразительных и выразительных средств, специфичных именно для кинематографа, среди которых особое место занимает монтаж. Думается, что в современных спорах о монтаже мысли Герасимова заслуживают специального внимания.



Он выступает против преувеличивания роли монтажа, против точки зрения, что монтаж — альфа и омега кинематографа, что монтаж вносит в содержание картины нечто новое, начисто отсутствовавшее в кадрах. Для автора книги эта точка зрения принципиально неверна, так как, во-первых, киномонтаж не более как своеобразное выражение и ранее известных композиционных и ритмических законов, присущих театру, литературе и музыке, а во-вторых, потому, что содержание фильма в равной, если не в большей мере зависит от внутрикадрового материала, в котором запечатлены явления действительности. И тем не менее, ои отнюдь не склонен отрицать значение монтажа в его современном понимании. Топовые бонусы новичкам от казино 1xslot.
df84b1cbfbe25f1088692f0ad6171816