Радиация, фенолы и человек

Организм, переживший собственно лучевую болезнь, может погибнуть от осложнений, вызванных микробами — обитателями его кожи или внутренних полостей.Знание основных синдромов лучевой болезни придало большую целенаправленность поискам противолучевых средств. В частности, уяснение роли проницаемости барьеров в развитии геморрагического и аутоинфекционного синдромов совершенно естественно привело к мысли использовать в борьбе с ними фенольные соединения, обладающие Р-витаминной активностью.

Еще в 1944 г. У. Мэтьюсон применил цитрин с целью лечения кровоизлияний в сетчатку у больного миеломной болезнью, получавшего курс лучевой терапии. Лечение оказалось настолько успешным, что Мэтьюсон рекомендовал применять Р-витаминные препараты профилактически с целью уменьшения опасности кровоизлияний и кровотечений при лучевой терапии. В 1954 г. Дж. Ароне и соавторы проанализировали уже 1132 случая лечения лучевых геморрагии витамином Р. Лечение начиналось за 5 — 7 дней до начала курса лучевой терапии и продолжалось 5 — 7 недель.

Хотя тошноты и рвоты таким лечением не устранялись, но лучевые изменения кожи и слизистых были заметно меньше, значительно улучшались общее состояние больных и переносимость лучевой терапии. Особенно эффективным оказалось лечение лучевых дерматитов, эритем и поражений слизистых оболочек.

Следующим естественным шагом явилась попытка в эксперименте применить Р-витаминные препараты для лечения лучевой болезни в целом, а не только геморрагического синдрома. Наиболее убедительный показатель в исследованиях такого рода — увеличение числа животных, выживающих после воздействия смертельной дозы радиации. Положительные данные были получены в ряде работ 40-х годов.

Однако проверочные исследования, выполненные особенно тщательно с чистыми препаратами, дали отрицательный результат. Это, естественно, охладило интерес к радиозащитному действию фенолов.

Но прошло несколько лет, и интерес возродился. Разными авторами, на разных экспериментальных животных показано, что флавоноиды (рутин, цитрин, лейкодельфинидин), эскулетин, таннин, меланин в определенных условиях увеличивают выживание даже после абсолютно смертельной дозы (ЛД160) радиации. Однако по сравнению с аминотиолами и индолилалкиламинами — основными классами радиозащитных средств — фенольные соединения действуют значительно слабее, их эффект проявляется при длительном введении главным образом через рот. Можно полагать, что в этом случае введение фенолов лишь поднимает сопротивляемость организма до какого-то оптимального уровня, т. е. мы имеем дело не с истинным защитным эффектом, а с действием, которое сродни витаминному.

Развитие представлений о сущности лучевого поражения как многостадийного, развертывающегося во времени процесса позволило значительно расширить возможности противолучевой защиты и, в частности, открыло новые перспективы перед фенольными соединениями.Лучевое воздействие на организм начинается с физической стадии взаимодействия квантов или частиц ионизирующей радиации с атомами и молекулами биологической ткани.

В ничтожные доли секунды кванты или частицы высокой энергии, пролетая, постепенно «раздают» свою избыточную энергию атомам. Эта избыточная энергия расходуется на выбивание за пределы атома отдельных электронов (ионизацию) или, если энергия для этого недостаточна, на то, чтобы один из электронов поднялся на более высокий энергетический уровень, оставаясь в пределах атома. Такой эффект носит название возбуждения.

Поиск
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10