Третий этап диспансеризации

Третий этап диспансеризации — формирование врачом в соответствии с полученными данными осмотра и исследования ребенка во время санации групп детей для диспансерного наблюдения в школе.Первая группа — здоровые (I, II и III группы здоровья) и практически здоровые дети, имеющие интактные зубы, здоровый пародонт, правильное расположение зубов и соотношение челюстей (некоторые отклонения могут быть приняты как вариант нормы). У этих детей правильно протекают функции откусывания, разжевывания и проглатывания пищи, дыхания, речи, функция смыкания губ и др.;— здоровые и практически здоровые дети (I, II, III группы здоровья), имеющие:— компенсированную форму кариеса,— гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, некачественными пломбами, отсутствием функции зубов, другими местными факторами;— дети, у которых специальными методами диагностированы «одонтогенные очаги»;— дети, которым большие дефекты твердых тканей устранены вкладками;— нуждающиеся в ортодонтическом лечении (в порядке контроля);— нуждающиеся в лечении у хирурга-стоматолога, с аномалиями развития и перенесшие воспалительные и травматические процессы, оперированные по поводу опухолей;— нуждающиеся в лечении у других специалистов педиатрического профиля.Вторая группа — дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV и V группы здоровья), имеющие здоровые зубы, здоровый пародонт, правильное расположение зубов и соотношения челюстей.

У этих детей правильно формируются основные функции полости рта;— здоровые и практически здоровые дети (I, II, III группы здоровья), имеющие субкомпенсированную форму кариеса;— дети, имеющие гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, и находящиеся на лечении у ортодонта;— принятые на аппаратурное ортодонтическое лечение(в порядке контроля по договоренности и спискам, представленным ортодонтом).Третья группа—дети с хроническими заболеваниями внутренних органов (IV, V группы здоровья) с суб — и декомпенсированной формой кариеса;— здоровые и практически здоровые дети (I, II, III группы здоровья) с декомпенсированной формой кариеса;— дети с локализованным и генерализованным пародонтозом;— дети, имеющие гингивиты, обусловленные заболеваниями внутренних органов (диабет, нейтропении, дисгаммаглобулинемии и др.);— дети, имеющие начальные формы кариеса, диагностированные специальными методами;— дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболеваний, с патологией, протекающей в тяжелой форме: суб — и декомпенсированное течение кариеса, пародонтопатии, деформации прикуса, дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий, и др. (в порядке контроля).

В результате такой группировки у участкового стоматолога-педиатра в школе будет картотека с контрольными картами, распределенными на три срока наблюдения с интерзалами в один год, 6 и 3—4 мес.В дошкольном учреждении в связи с тем, что патологические процессы у детей в этом возрасте возникают и развиваются особенно активно, участковый стоматолог осматривает и лечит всех детей 2 раза в год.Мы считаем, что по мере увеличения штатов, рационального использования медицинского персонала, привлечения к активным профилактическим мероприятиям педиатров, педагогов, воспитателей и др. появится возможность троекратного осмотра и лечения детей с декомпенсированным течением кариеса, формирующимися аномалиями прикуса, с наличием активнодействующих причин и «факторов риска» в возникновении патологии. Дети дошкольного возраста, имеющие «факторы риска» в возникновении аномалий прикуса в виде вредных привычек, нарушений осанки, отклонений в артикуляции органов полости рта (язык, губы, дно полости рта, щеки, зубы и др.), при формировании функций должны наблюдаться в порядке контроля, так как активное лечение проводится у соответствующих специалистов.Таким образом, при группировке детей для диспансерного наблюдения будет выделено фактически 4 группы: 3 группы в школе и одна — в дошкольном учреждении.

Последнюю можно назвать четвертой группой диспансеризации.Четвертая группа (дети дошкольного учреждения):— дети, рожденные от матерей с экстрагенитальными заболеваниями (гипертония, туберкулез, нефропатии, ревматизм, эндокринные заболевания) и перенесших токсикоз беременности;— дети, рожденные недоношенными;— дети, перенесшие в период новорожденности гемолитическую болезнь, гнойно-септические заболевания, имевшие хронические расстройства питания, рахит и гипервитаминоз;— дети с увеличением вилочковой железы.

Указанные группы детей первично осматриваются стоматологом к концу первого года жизни.Здоровые и практически здоровые дети (I, II и III группы здоровья), не имеющие кариеса, аномалий прикуса, имеющие здоровый пародонт и правильную артикуляцию органов полости рта при формировании основных функций: откусывания, разжевывания, глотания, дыхания, речи и др., могут осматриваться участковым стоматологом раз в год.Дети (I, II и III группы здоровья), не имеющие кариеса, аномалий прикуса, но имеющие «факторы риска» в возникновении аномалий прикуса в виде заболеваний ЛОРорганов, аномалий уздечек языка, губ, дисламии, вредные привычки неправильной позы, дыхания через рот, сосания языка, губ, посторонних предметов и т. д., направляются к соответствующим специалистам для устранения «факторов риска» в возникновении аномалий прикуса и могут осматриваться участковым стоматологом один раз в год.Дети, имеющие кариес зубов и аномалии прикуса, находящиеся на учете и лечении у ортодонта, осматриваются в порядке контроля и санируются 2 раза в год.В то же время при составлении в дальнейшем плана-графика следует учитывать кратность осмотра каждой группы в течение одного года. Первую группу школы осматривают один раз, вторую — 2 раза, третью — 3 раза в год, группу дошкольников осматривают 2 раза в год. Общее количество осмотров составляет восемь, при этом в первый год работы осмотров будет шесть.

С целью соблюдения интервалов между осмотрами после первичного осмотра всех детей школьного и дошкольного возраста следует приступать к повторному осмотру детей третьей группы школы, затем ко второму осмотру детей второй группы, потом четвертой (дошкольники) группы, и в заключение осматривают третий раз детей третьей группы.В дальнейшем следует строже соблюдать промежутки между осмотрами и планировать осмотры в начале учебного года уже с третьей группы и т. д.