Допустимый уровень шума на производстве

Может создаться впечатление, что именно эти полосы шума вызывают поражения зоны восприятия указанных частот. Однако почти все исследования как экспериментальные, так и клинико-аудиологические показывают, что независимо от интенсивности октавных полос прежде всего понижается восприятие 4000 Гц, а затем через значительный период времени к этому присоединяется понижение 2000 Гц и лишь затем 1000 Гц. Связь понижения восприятия того или иного тона с преобладанием его в шуме мы, как и другие авторы, не наблюдали при стойком профессиональном понижении слуха. Что касается временных сдвигов, то определенной закономерности при утомлении, вызванном производственным шумом, нам, как и другим авторам (А. Г. Рахмилевич и др.), выявить не удалось. Она бывает при действии чистых топов.

В современной промышленности характер шума весьма многообразен. При работе реактивных двигателей, а также некоторых других агрегатов генерируется не только шум, включающий слышимый спектр, но и в значительной мере инфра — и ультразвуки. Они нашим ухом не воспринимаются, но тем не менее могут приводить к нарушению его функций.

Как показывают специальные измерения, ультразвук частот от 20 до 40 кГц достигает значительной интенсивности — 130 дБ и выше. Таким образом, частотный диапазон производственного шума сейчас расширился и занимает область от 20 Гц до 50 кГц.В последнее время внимание исследователей привлекает вопрос о нормировании шума в космических кораблях, где космонавты подвергаются многодневному и непрерывному его действию. Как указано выше, при учете уровня вредного действия шума надо учитывать не только его параметры, но и длительность непрерывного воздействия, условия среды и работы.

Очевидно, именно в связи с этим Konnecci (1900) и др. считают, что уровень шума в космическом корабле не должен превышать 40 дБ. Специальные экспериментальные исследования для обоснования допустимых уровней шума проведены Е. М. Югановым, Ю. В. Крыловым и В. С. Кузнецовым (1965) на 63 исследуемых. Были созданы условия, которые близки к тем, в которых находились космонавты в полете (изоляция, гипокинезия, режим отдыха и питания, условия труда и т. д.). Изучались сдвиги в слуховых порогах, дифференциальных порогах по высоте тонов и величины обратной адаптации после воздействия высокочастотным шумом от 60 до 76 дБ длительностью от 8 часов до 60 суток.После серии экспериментов различной длительности авторы установили закономерное отличие в реакции органа слуха на длительное действие шума, беспрерывное и с перерывами.

Принципиально важным является различие в кумулятивном эффекте действия. При ежедневном воздействии в течение 7 часов шума в 75 дБ кумулятивный эффект в виде понижения слуховых порогов наступает через многие месяцы или годы; при непрерывном же воздействии такие сдвиги порогов обнаруживаются уже на 10-е сутки. При интенсивности шума 60—65 дБ авторы не обнаружили заметных сдвигов в слуховых порогах при непрерывном действии 60 суток; такой уровень интенсивности они и рекомендуют для кабины корабля.